СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

 

Лекция № 12

 

Управления качеством медицинской помощи

 

План:

1.    Понятие «управление качеством медицинской помощи».

2.    Категории управления качеством медицинской помощи.

3.    Виды управления качеством

4.    Способы управления качеством

5.    Основные функции управления качеством

6.    Система управления качеством

7.    Этапы создания системы управления качеством медицинской помощи в ЛПУ

8.    Управление качеством сестринской помощи

9.    Факторы, влияющие на качество сестринской помощи

10.   Направления повышения качества сестринской помощи

 

 

Среди проблем здравоохранения в период проведения реформ, проблема качества медицинской помощи выступает на одно из первых мест.

Качество медицинской помощи влияет и на общенациональную проблему качества жизни населения.

В условиях конкуренции, для выживания лечебно-профилактических учреждений, необходимо решать проблемы, связанные с предоставлением населению качественной медицинской помощи.

В этой связи управление качеством медицинской помощи, приобретает особое значение

 

 Управление качеством – это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путём последовательной реализации управленческих функций.

Для эффективной организации управления качеством необходимо четко организовать весь процесс. Знать категории, виды, способы управления качеством

 

 

Категории управления качеством

 

1.    Субъект управления – управляющие органы всех уровней, призванные обеспечить качество.

2.    Объект управления – качество медицинской помощи.

3.    Цель управления -  уровень и состояние качества медицинской помощи с учетом интересов производителя и потребителя.

4.    Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого уровня качества.

Методы:

l  экономические – обеспечивают создание экономический условий, которые побуждают коллектив изучать запросы потребителей по оказанию медицинской помощи и потребности (экономические санкции за несоблюдение стандартов, правила возмещения ущерба и др.);

l  методы материального стимулирования– поощрение работников за качественный труд);

l  организационно-распорядительные методы – через приказы, нормативную документацию;

l  воспитательные методы – влияют на сознание и настроение работников, через моральные поощрения за качественный труд)

5.    Управленческие отношения:

l  отношения субординации (подчинения)- вертикальные связи от руководителя к подчиненным, которые базируются на единоначалии, коллегиальности, активности членов коллектива, моральных и материальных стимулах;

l  отношении координации (сотрудничества) – горизонтальные связи между работниками и организациями, вступающим во взаимодействие для обеспечения и улучшения качества медицинской помощи.

 

Виды управления качеством

 

Административное управление – общее руководство, деятельность администрации:

l  определение целей,

l  формирование политики качества,

l  планирование,

l  организация работ по качеству,

l  обучение и мотивация персонала,

l  взаимодействие с внешней средой по вопросам качества.

Оперативное управление- это методы и виды деятельности организационного характера:

l  контроль качества,

l  сбор и распределение информации о качестве,

l  разработка мероприятий,

l  принятие оперативных решений по качеству,

l  реализация качественной медицинской помощи.

 

 

Способы управления качеством

 

1.    Четкое распределение функций и задач управления качеством

между работниками.

Преимущество способа – все участники несут ответственность

за качество.

Недостаток – никто не ведёт организационных и

методических вопросов общего характера.

2.    Создание специального органа – отдела управления

качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления должен возглавлять руководитель, отвечающий за всю деятельность учреждения.

 

Основные функции управления качеством

 

1.    Взаимодействие с внешней средой.

 

 взаимодействие

 Основные факторы внешней среды, влияющие на качество:

l  потребитель (его требования должны быть учтены);

l  научно-технический прогресс, дающий ориентиры при

определении уровня качества;

l  поставщики трудовых ресурсов, формирующие человеческий

фактор;

l  поставщики материалов, уровень качества влияет на уровень

качества медицинской помощи;

l  государственные законы, регулирующие деятельность.

2.    Политика в области качества – это основные направления и

цели организации в области качества, официально сформулированные руководством.

3.    Планирование качества – деятельность, осуществляемая исходя

из политики качества, требований потребителя, рынка сбыта и устанавливающая цели и требования к качеству путем разработки планов повышения качества медицинской помощи, уровня технологий, планов подготовки персонала, установление критериев для оценки выполнения плана.

 

Система управления качеством

 

Согласно международному стандарту “ИСО 8402”, система качества – это совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством.

Систему качества можно определить также как совокупность структур ЛПУ, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами с использованием необходимых ресурсов.

В настоящее время признаны следующие модели управления качества:

§  контроль качества – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

§  обеспечение качества – виды деятельности, планируемые и систематически осуществляемые и поддерживаемые в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в результатах и выполнении требований к качеству;

§  непрерывное и всеобщее повышение качества – мероприятия, осуществляемые с целью повышения эффективности и результативности всех процессов деятельности для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.

Новый подход к управлению качеством – регулирование качества, включает, включает три важнейших элемента:

1.    контроль;

2.    анализ;

3.    регулирование (выбор и осуществление действий,

обеспечивающих поддержание требуемого уровня качества).

 

Этапы создания системы управления качеством медицинской помощи в ЛПУ

 

Создание системы управления качеством медицинской помощи в ЛПУ включает ряд этапов.

I.                  Инициативный этап

По инициативе руководства обсуждаются цели и задачи в области качества, показатели и система оценки качества, выявление и анализ проблем и путей их решения, методы и формы контроля.

Сотрудники в подразделениях вырабатывают основные предложения по формированию плана для себя и своих подразделений.

Формируется сводный план в области улучшения качества.

II.               Этап организации

 Руководство ЛПУ, через руководителей подразделений, определяет первоочередные проблемы, показатели оценки, методы работы, сроки и ответственных.

III.           Этап реализации

Сотрудники ЛПУ в соответствии с планами осуществляют деятельность, направленную на разрешение проблем и  их причин, руководство проводит мониторинг процессов.

IV.           Этап контроля

Руководство подводит итоги и оценивает деятельность по улучшению качества и соответственно выводам определяет последующие планы.

 

 

Управление качеством сестринской помощи

 

Управлять качеством сестринской помощи, можно, когда деятельность медицинской сестры структурирована, нормирована и может быть оценена в соответствии со стандартом.

В 1999 году Ассоциация медицинских сестёр разработала стандарты практической деятельности медицинской сестры, включив в их состав алгоритм действий для проведения процедуры, цели проведения.

Наличия алгоритмов позволяет медицинской сестре проводить самоконтроль по проводимым манипуляциям.

Существуют различные виды стандартов.

Стандарты оценки качества по профессиональной трудовой деятельности можно разделить на 8 групп:

1.    качество ухода – медицинская сестра систематически оценивает качество и эффективность сестринской практики;

2.    оценка трудовой деятельности – медицинская сестра оценивает свою практику по отношению к стандартам;

3.    образование – получает знания по сестринской деятельности, поддерживает их на соответствующем уровне;

4.    коллегиальность – медицинская сестра вносит вклад в профессиональное развитие коллег;

5.    этика – все действия медицинской сестры определяется этическим кодексом;

6.    сотрудничество – с пациентом и его родственниками;

7.    научные исследования – использования научных достижений в практике;

8.    использование ресурсов – медицинская сестра принимает во внимание факторы безопасности, эффективности, стоимости оказания помощи.

Оценку качества и эффективности сестринской помощи  проводят руководители сестринских служб по множеству критериев, которые специфичны для каждого рабочего места.

Например: для медицинской сестры манипуляционного кабинета критерии можно разделить по направлениям деятельности:

·      выполнение врачебных назначений и оказания неотложной помощи;

·      обеспечение санитарно-гигиенического режима;

·      работа с медикаментами;

·      работа с документацией  и т.п.

Направления деятельности расширять - видом деятельности (например: ведение журналов, учёт, хранение и использование лекарственных средств)

Если информация по какому-то из критериев  постоянно указывает на отсутствие проблем, то её целесообразно снять, т.е. критерии, как и баллы необходимо пересматривать, совершенствуя тем самым экспертную оценку.

Для каждого критерия должны быть определены:

o   источник информации (первичная медицинская документация, журналы отделений, анкеты пациентов, прямые наблюдения);

o   метод сбора (выборка документов, сбор данных путём опроса, наблюдения);

Собранную информацию удобнее заносить в экспертные карты, в которых указывается:

-      наименование показателей качества;

-      баллы;

-      замечания.

 

Результаты оценки качества деятельности важно использовать для материального стимулирования, т.к. в настоящее время у медицинского персонала отсутствует мотивация к повышению качества медицинской помощи.

 

Факторы, влияющие на качество сестринской помощи

 

Требуя от сестринского медицинского персонала улучшения качества медицинской помощи необходимо помнить, что она зависит от множества факторов зависящих  или независящих напрямую от медицинской сестры.

 

К этим факторам относятся:

·     качество полученного образования;

·     повышение квалификации медицинской сестры;

·     профессиональная адаптация на рабочем месте;

·     степень развития сестринского дела в ЛПУ;

·     функции, возлагаемые лечебно-профилактическим учреждением на медицинскую сестру;

·     уровень материально-технического оснащения данного лечебно-профилактического учреждения и рабочего места медицинской сестры;

·     укомплектованность сестринским штатом;

·     организация труда (смены, нагрузки);

·     наличие контроля со стороны руководителя;

·     врачи (именно врач определяет, что и как делать медицинской сестре, хотя она сама является специалистом по уходу за больным);

·     стиль отношения в отделении;

·     четкость взаимоотношений в коллективе;

·     отношение медицинской сестры к делу (степень зрелости);

·     личные качества медицинской сестры.

 

Направления повышения качества сестринской помощи

 

 Учитывая опыт развитых промышленных стран, опыт реформирования здравоохранения в России, предлагаются основные направления повышения качества сестринской помощи.

1.    улучшение материально-технического, лекарственного и информационного обеспечения деятельности медицинской сестры;

2.    правильная организация труда сестринского персонала;

3.    рациональное использование рабочего времени;

4.    внедрение НОТ в работу медицинской сестры;

5.    внедрение инновационных эргонометрических технологий в работу медицинской сестры;

6.    непрерывное повышение квалификации;

7.    аттестация персонала;

8.    обмен опытом с другими ЛПУ;

9.    разработка стандартов и технологий деятельности медицинской сестры, стандартов оснащения рабочих мест;

10.     достижение заинтересованности руководящего звена всех уровней ЛПУ в создании систем управления качества медицинской помощи;

11.     вовлечение всего коллектива в процесс повышения качества сестринской помощи;

12.     создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

13.     создание атмосферы сотрудничества между врачом и медицинской сестрой;

14.     повышение мотивации через материальное стимулирование.

 

Только учитывая факторы, влияющие на качество медицинской помощи, разрабатывая адекватные критерии экспертных оценок и используя результаты для материальной и моральной мотивации сестринского персонала, сестра-организатор сможет эффективно управлять качеством сестринской помощи.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz