Лекция № 16
Организация
работы по формированию кадров.
Отбор и приём на работу
План:
1.
Источники подбора
сотрудников.
2.
Собеседование с
претендентом.
3.
Правила эффективного
собеседования.
4.
Методы отбора на
работу.
5.
Правила отказа в
приёме на работу.
6.
Тактика при
увольнении сотрудника.
Одной из многочисленных
обязанностей главных и старших медицинских сестер (медицинских сестер —
менеджеров) является подбор кандидатов на вакантные должности для формирования
кадрового состава сестринских служб.
Подбор кандидатов ведется, как
правило, из двух источников: внутренних и внешних.
Внутренний резерв
для заполнения вакансии — это продвижение или перемещение сотрудников внутри
учреждения (ротация). Эффективность труда перемещенного сотрудника при этом
резко возрастает.
Внешний подбор
для заполнения вакансии включает эффективный прием на работу новых сотрудников.
Сравнение источников набора
Источник
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Внутренний
|
1.
Работники видят
заразительный пример реализованных возможностей
соседа по работе
2.
Лучшие возможности
оценки рабочих качеств работников
3.
Наиболее глубокое знание
достоинств и недостатков работников
4.
Сокращение затрат на наем
|
1.
Угроза
накопления сложных личных взаимоотношений работников
(«семейственность»)
2.
Плохое
отношение к человеку со стороны его бывших коллег
|
Внешний
|
1.
Выбор из большего числа
кандидатов
2.
Появление новых идей и
приёмов работы
3.
Меньшая угроза
возникновения интриг внутри организации
|
1.
Долгий период
привыкания
2.
Ухудшение
морального климата среди давно работающих
3.
Стиль работы
новых работников точно неизвестен
|
Проведение собеседования с претендентом.
Прием на работу осуществляется
путем отборочного собеседования. Нередко такое собеседование проводят
непосредственно руководители подразделений, где существуют вакантные должности.
Основной целью
отборочного собеседования является выяснение:
1.
заинтересованности
претендента в предлагаемой работе,
2.
его компетентности
для ее выполнения.
Собеседование ставит следующие
задачи:
1.
информирование кандидатов о деятельности
учреждения и объяснение
преимуществ работы в нем;
2.
реалистичное описание содержания работы,
включая процесс введения в должность и испытательный срок;
3.
выяснение соответствия кандидатов
предполагаемым требованиям и их личностных качеств, необходимых для этой
работы;
4.
прояснение ожиданий обеих сторон, включая
реалистичное обсуждение возможных трудностей в работе;
5.
предоставление кандидатам возможности
оценить их действительное желание получить предлагаемую работу.
Собеседованию предшествует
процесс планирования, в ходе которого нужно попытаться ответить на
следующие вопросы.
1.
Что вы ищете в
кандидатах (выработанные критерии)?
2.
Как вы собираетесь обнаружить то, что вы
ищете?
В начале собеседования следует
установить личный контакт с претендентом, создать психологически комфортные
условия, важные для получения желаемого результата.
Контакт — это не то, о чем можно
забыть после первых пяти минут собеседования.
Контакт предполагает обмен и
взаимодействие, он не может поддерживаться только "неослабевающим огнем"
вопросов интервьюера.
Цель
соискателя — найти не просто любую работу, а такую, которая его устроит.
Цель менеджера
— собрать информацию о кандидате, поэтому необходимо "разговорить" его.
Практика показывает, что интервьюер должен все время
реагировать на сказанное кандидатом, иногда кратко высказывать собственную
точку зрения, т. е. 70% времени
должен говорить кандидат и 30% —
интервьюер.
Правила эффективного собеседования.
Для наиболее эффективного
проведения собеседования необходимо:
1.
особое умение формулировать вопросы так,
чтобы большую часть времени говорил претендент;
2.
уметь контролировать ход собеседования,
т. е. способствовать тому, чтобы кандидат говорил именно о том, о чем менеджер
хотел бы узнать;
3.
уметь слушать, концентрируя все органы
чувств на восприятии поступающей информации;
4.
уметь выносить суждение.
Проблема суждений, составленных
на основе первых впечатлений, весьма значима. Симпатии или антипатии тех, кто
проводит собеседование, часто оказывают существенное влияние на конечную оценку
претендента.
Очень важно:
во-первых,
оставаться объективным на протяжении всего собеседования, не
выносить предвзятых суждений,
во-вторых,
не поддаваться соблазну, принять решение в самом начале собеседования,
подыскивая затем только доказательства правильности своего мнения о претенденте.
Примерный перечень вопросов при
собеседовании
1.
Расскажите немного о
себе (образование, семейное положение, какую должность занимали, состояние
здоровья и др.)
2.
Почему вы ушли с
предыдущей работы?
3.
Получали ли вы
другие предложения работы?
4.
Почему вы выбрали
эту работу?
5.
Какие цели ставите
перед собой?
6.
Какая работа вам
больше по душе с бумагами, людьми?
7.
Какие из своих
должностных обязанностей вы выполняли с наибольшим удовольствием?
8.
Как повышаете свои
профессиональные знания? Любите ли учиться?
9.
Ваши сильные и
слабые стороны характера. Что вы делаете, чтобы избавиться от своих недостатков?
10.
Испытываете
трудности в общении с коллегами?
11.
Как вы оцениваете
свое состояние здоровья?
12.
Какие у вас есть
вопросы? и т.д.
Методы отбора на работу.
1.
Определение
профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – это
соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного
рабочего места.
Профессиональные качества:
·
общие
профессиональные знания;
·
знания, умения,
навыки безопасного выполнения операций, входящих в должностные обязанности;
·
знания и умения,
позволяющие выявлять, предупреждать, ликвидировать опасные (экстремальные)
ситуации.
Для оценки профессиональных
качеств используются:
1.
тесты специальных
способностей, личностных особенностей;
2.
имитационные тесты
(моделирование реальных условий работы);
3.
профессиональные
ситуационные задачи;
4.
опрос лиц, знающих
претендента.
2.
Соответствие
деловых, личностных и психофизиологических качеств работника должности, рабочего
места.
Деловые качества:
·
дисциплинированность;
·
ответственность;
·
честность;
·
добросовестность;
·
инициативность;
·
целеустремлённость;
·
настойчивость;
·
самостоятельность;
·
решительность.
Личностные качества:(оцениваются
только у кандидатов из внутренней среды)
·
мотивационная
направленность;
·
уровень
интеллектуального развития;
·
эмоциональная и
нервно-психическая устойчивость;
·
внимание;
·
память;
·
способность к
обучению;
·
гибкость в общении;
·
стиль межличностного
поведения;
·
склонность к
злоупотреблению алкоголя, наркотикам.
Психофизиологические качества:
·
выносливость;
·
работоспособность;
·
простая и сложная
сенсомоторная реакция (скорость, точность)
После ухода кандидата необходимо
сразу систематизировать и резюмировать всю собранную информацию о нем,
проанализировать и принять взвешенное решение.
Необходимо
ответить на три ключевых вопроса по
каждому претенденту:
1.
Сможет ли претендент выполнять данную
работу, обладает ли соответствующими навыками, квалификацией?
2.
Будет ли выполнять эту работу?
3.
Подойдет ли для предлагаемой работы?
Правила отказа в приёме на работу.
Умение отказать в приеме на
работу характеризует профессиональный уровень менеджера.
Чем выше профессионализм, тем
квалифицированней отказ.
Неумелый отказ в приеме на
работу может послужить причиной неприятных и абсолютно нежелательных эмоций.
Важно не ущемить самолюбие
человека, не занижать оценку его профессиональных качеств, чтобы человек не
поминал плохим словом ни менеджера, ни учреждение.
Отказ может быть сформулирован,
например, следующим образом: "К моему глубокому сожалению (при этом в голосе
должна звучать неподдельная искренность), в конкурсе среди кандидатов
предпочтение было отдано другому человеку..." или "По всем показателям Вы
произвели очень благоприятное впечатление. К сожалению, был выбран другой
кандидат. Как Вы отнесетесь к тому, что мы снова обратимся к Вам, если в этом
возникнет необходимость?.."
Цель всего процесса приема на
работу — не только найти нужного кандидата, но и помочь ему начать работать
эффективно, т. е. удержать в коллективе.
Тактика при увольнении сотрудника
Если сотрудник в скором времени
после принятия на работу все же уходит из учреждения добровольно, это может быть
сигналом того, что при приеме или в процессе работы были допущены ошибки.
Следовательно, менеджеры должны
провести анализ всего процесса адаптации человека в коллективе и начального
производственного процесса для выявления ошибок, чтобы не допустить их
повторения.
Помогает собрать информацию и
облегчает анализ недостатков
прощальное интервью, проводимое
с увольняющимся сотрудником. Ключевым в нем будет, конечно, вопрос: "Почему Вы
решили уйти?"
"Прощальное" интервью также
может содержать:
1.
мнение увольняемого
об учреждении в целом,
2.
его оценку своих
обязанностей,
3.
проявленных
профессиональных качеств,
4.
коммуникативных
навыков за время работы.
Сегодня текучесть кадров в ЛПУ —
одна из актуальных проблем. Следует различать ее естественный уровень — в
пределах 3—5% от численности персонала — и повышенный.
Таким образом, грамотное
формирование кадрового состава, обеспечит эффективную работу
лечебно-профилактического учреждения
и снизит текучесть кадров.
|