СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

Лекция № 16

 

 Организация работы по формированию кадров.

Отбор и приём на работу

План:

1.    Источники подбора сотрудников.

2.    Собеседование с претендентом.

3.    Правила эффективного собеседования.

4.    Методы отбора на работу.

5.    Правила отказа в приёме на работу.

6.    Тактика при увольнении сотрудника.

 

Одной из многочисленных обязанностей главных и старших ме­дицинских сестер (медицинских сестер — менеджеров) являет­ся подбор кандидатов на вакантные должности для формирования кадрового состава сестринских служб.

Подбор кандидатов ведется, как правило, из двух источников: внутренних и внешних.

Внутренний резерв для заполнения вакансии — это продвиже­ние или перемещение сотрудников внутри учреждения (ротация). Эф­фективность труда перемещенного сотрудника при этом резко воз­растает.

Внешний подбор для заполнения вакансии включает эффективный прием на работу новых сотрудников.

 

Сравнение источников набора

Источник

Преимущества

Недостатки

Внутренний

1.    Работники видят

заразительный пример реализованных возможностей соседа по работе

2.    Лучшие возможности

оценки рабочих качеств работников

3.    Наиболее глубокое знание

достоинств и недостатков работников

4.    Сокращение затрат на наем

 

1.    Угроза

накопления сложных личных взаимоотношений работников («семейственность»)

2.    Плохое

отношение к человеку со стороны его бывших коллег

Внешний

1.    Выбор из большего числа

кандидатов

2.    Появление новых идей и

приёмов работы

3.    Меньшая угроза

возникновения интриг внутри организации

1.    Долгий период

привыкания

2.    Ухудшение

морального климата среди давно работающих

3.    Стиль работы

новых работников точно неизвестен

 

Проведение собеседования с претендентом.

 

Прием на работу осуществляется путем отборочного собеседо­вания. Нередко такое собеседование проводят непосредственно ру­ководители подразделений, где существуют вакантные должности.

 

Основной целью отборочного собеседования является выяснение:

1.    заинтересованности претендента в предлагаемой работе,

2.    его компетентности для ее выполнения.

Собеседование ставит следующие задачи:

1.     информирование кандидатов о деятельности учреждения и объяснение   преимуществ работы в нем;

2.     реалистичное описание содержания работы, включая про­цесс введения в должность и испытательный срок;

3.     выяснение соответствия кандидатов предполагаемым тре­бованиям и их личностных качеств, необходимых для этой работы;

4.     прояснение ожиданий обеих сторон, включая реалистичное обсуждение возможных трудностей в работе;

5.     предоставление кандидатам возможности оценить их дей­ствительное желание получить предлагаемую работу.

 

Собеседованию предшествует процесс планирования, в ходе которого нужно попытаться ответить на следующие вопросы.

 

1.    Что вы ищете в кандидатах (выработанные критерии)?

2.     Как вы собираетесь обнаружить то, что вы ищете?

 

В начале собеседования следует установить личный контакт с претендентом, создать психологически комфортные условия, важ­ные для получения желаемого результата.

Контакт — это не то, о чем можно забыть после первых пяти минут собеседования.

Контакт предполагает обмен и взаимодействие, он не может поддерживать­ся только "неослабевающим огнем" вопросов интервьюера.

 Цель соискателя — найти не просто любую работу, а такую, которая его устроит.

Цель менеджера — собрать информацию о кандидате, по­этому необходимо "разговорить" его.

Практика показывает, что интервьюер должен все время реаги­ровать на сказанное кандидатом, иногда кратко высказывать соб­ственную точку зрения, т. е. 70% времени должен говорить канди­дат и 30% — интервьюер.

 

 

Правила эффективного собеседования.

 

Для наиболее эффективного проведения собеседования необходимо:

1.     особое умение формулировать вопросы так, чтобы большую часть времени говорил претендент;

2.     уметь контролировать ход собеседования, т. е. способство­вать тому, чтобы кандидат говорил именно о том, о чем ме­неджер хотел бы узнать;

3.     уметь слушать, концентрируя все органы чувств на восприя­тии поступающей информации;

4.     уметь выносить суждение.

Проблема суждений, составленных на основе первых впечатле­ний, весьма значима. Симпатии или антипатии тех, кто проводит со­беседование, часто оказывают существенное влияние на конечную оценку претендента.

Очень важно:

во-первых, оставаться объективным на про­тяжении всего собеседования, не    выносить предвзятых суждений,

во-вторых, не поддаваться соблазну, принять решение в самом начале собесе­дования, подыскивая затем только доказательства правильности своего мнения о претенденте.

 

Примерный перечень вопросов при собеседовании

 

1.    Расскажите немного о себе (образование, семейное положение, какую должность занимали, состояние здоровья и др.)

2.    Почему вы ушли с предыдущей работы?

3.    Получали ли вы другие предложения работы?

4.    Почему вы выбрали эту работу?

5.    Какие цели ставите перед собой?

6.    Какая работа вам больше по душе с бумагами, людьми?

7.    Какие из своих должностных обязанностей вы выполняли с наибольшим удовольствием?

8.    Как повышаете свои профессиональные знания? Любите ли учиться?

9.    Ваши сильные и слабые стороны характера. Что вы делаете, чтобы избавиться от своих недостатков?

10.          Испытываете трудности в общении с коллегами?

11.          Как вы оцениваете свое состояние здоровья?

12.          Какие у вас есть вопросы? и т.д.

 

Методы отбора на работу.

 

1.    Определение профессиональной пригодности.

 

Профессиональная пригодность – это соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места.

 

Профессиональные качества:

·         общие профессиональные знания;

·         знания, умения, навыки безопасного выполнения операций, входящих в должностные обязанности;

·         знания и умения, позволяющие выявлять, предупреждать, ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

Для оценки профессиональных качеств используются:

1.    тесты специальных способностей, личностных особенностей;

2.    имитационные тесты (моделирование реальных условий ра­боты);

3.    профессиональные ситуационные задачи;

4.    опрос лиц, знающих претендента.

 

2.    Соответствие деловых, личностных и психофизиологических качеств работника должности, рабочего места.

Деловые качества:

·         дисциплинированность;

·         ответственность;

·         честность;

·         добросовестность;

·         инициативность;

·         целеустремлённость;

·         настойчивость;

·         самостоятельность;

·         решительность.

Личностные качества:(оцениваются только у кандидатов из внутренней среды)

·         мотивационная направленность;

·         уровень интеллектуального развития;

·         эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;

·         внимание;

·         память;

·         способность к обучению;

·         гибкость в общении;

·         стиль межличностного поведения;

·         склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотикам.

Психофизиологические качества:

·         выносливость;

·         работоспособность;

·         простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность)

 

После ухода кандидата необходимо сразу систематизировать и резюмировать всю собранную информацию о нем, проанализиро­вать и принять взвешенное решение.

 Необходимо ответить на три ключевых вопроса по каждому претенденту:

1.     Сможет ли претендент выполнять данную работу, обладает ли соответствующими навыками, квалификацией?

2.     Будет ли выполнять эту работу?

3.     Подойдет ли для предлагаемой работы?

 

 

Правила отказа в приёме на работу.

 

Умение отказать в приеме на работу характеризует профессио­нальный уровень менеджера.

Чем выше профессионализм, тем ква­лифицированней отказ.

Неумелый отказ в приеме на работу может послужить причиной неприятных и абсолютно нежелательных эмо­ций.

Важно не ущемить самолюбие человека, не занижать оценку его профессиональных качеств, чтобы человек не поминал плохим словом ни менеджера, ни учреждение.

Отказ может быть сформулирован, например, следующим об­разом: "К моему глубокому сожалению (при этом в голосе должна звучать неподдельная искренность), в конкурсе среди кандидатов предпочтение было отдано другому человеку..." или "По всем по­казателям Вы произвели очень благоприятное впечатление. К со­жалению, был выбран другой кандидат. Как Вы отнесетесь к тому, что мы снова обратимся к Вам, если в этом возникнет необходи­мость?.."

 

Цель всего процесса приема на работу — не только найти нуж­ного кандидата, но и помочь ему начать работать эффективно, т. е. удержать в коллективе.

 

Тактика при увольнении сотрудника

 

Если сотрудник в скором времени после принятия на работу все же уходит из учреждения добровольно, это может быть сигналом того, что при приеме или в процессе работы были допущены ошиб­ки.

Следовательно, менеджеры должны провести анализ всего про­цесса адаптации человека в коллективе и начального производствен­ного процесса для выявления ошибок, чтобы не допустить их повто­рения.

 

Помогает собрать информацию и облегчает анализ недостатков

прощальное интервью, проводимое с увольняющимся сотруд­ником. Ключевым в нем будет, конечно, вопрос: "Почему Вы реши­ли уйти?"

 

"Прощальное" интервью также может содержать:

 

1.    мнение уволь­няемого об учреждении в целом,

2.    его оценку своих обязанностей,

3.    проявленных профессиональных качеств,

4.    коммуникативных навы­ков за время работы.

 

Сегодня текучесть кадров в ЛПУ — одна из актуальных проблем. Следует различать ее естественный уровень — в пределах 3—5% от численности персонала — и повышенный.

 

Таким образом, грамотное формирование кадрового состава, обеспечит эффективную работу лечебно-профилактического учреждения  и снизит текучесть кадров.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz