СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

Лекция № 18

 

Организация работы по рациональной расстановке и использованию среднего и младшего персонала

 

Рациональное использование материальных ресурсов

План:

1.    Определение «организация» и «координация».

2.    Регламентация деятельности персонала.

3.    Положение о структурном подразделении.

4.    Понятие «должность».

5.    Понятие «ответственность»

6.    Функционально-должностная инструкция.

7.    Мероприятия по организации и координации деятельности медицинского персонала в отделении.

8.    Рекомендации по составлению графиков  работы и отпусков.

9.    Рациональное использование материальных ресурсов.

10.  Материальная ответственность.

 

Организация и координация  являются важными функциями в управленческой деятельности старших медицинских сестёр, которые взаимосвязаны и неразрывны.

Вспомним определения:

Организация это создание организационных структур, постановка заданий, которые должны быть выполнены. Распределение между подчинёнными заданий так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение работы. Распределение ресурсов, полномочий и ответственности.

  Координация – взаимная увязка действий людей и подразделений.

 

Структурное разделение труда работников медицинской организации предусматривает функциональную специализацию, а также разграничение прав, полномочий и сфер ответственности.

 В медицинской организации постоянно реализуется горизонтальное и вертикальное разделение труда,

Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий (управление)  от самих действий (исполнение).

Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на со­ставляющие операции (компоненты) между участниками трудового про­цесса по профессиональному признаку.

 

При организации и координации трудовых отношений внутри отделения старшая медицинская сестра использует законодательно-правовые регламентами государства, внутренние документы лечебно-профилактического учреждения, нормами профессиональной этики и морали.

Рег­ламентация - установления определенного порядка работы каждого элемента (структурного подразделения) и строгое соблюде­ние определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность персонала

Важно определить оптимальную степень регламентации трудовой деятельности служащих, а также четко установить круг вопро­сов, при решении которых необходима жесткая, целенаправленная регла­ментация.

Для этой цели разрабатывают положение о структурном под­разделении - документ, предназначенный для нормативно-правовой рег­ламентации деятельности каждого структурного подразделения.

Положение определяет статус данного подразделения, его место и роль в системе управления, внутреннюю организацию.

На основе положе­ния о структурном подразделении осуществляется повседневная деятель­ность его сотрудников по реализации тех задач и функций, за выполнение которых подразделение в лице его руководителя несет полную ответст­венность.

Положение является базовым документом для распределения функций и работ между исполнителями, установления их персональных должностных обязанностей, составления штатного расписания.

Оно по­зволяет более полно и обоснованно оценивать результаты труда всего коллектива подразделения и вклад отдельных работников, принимать ре­шения о моральном и материальном стимулировании работников.

 

Должность является основным элементом в структуре управления медицинской органи­зации. Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом.

Должность - это совокупность прав, обязанностей и ответственно­сти работников, определяющая их трудовые функции и границы компе­тентности.

Официальные отношения между работниками организации устанавли­ваются на стадии формирования организационной структуры, при этом они определяются сферой компетенции каждого специалиста, объемом власти и ответственности. Таким образом, официальные взаимоотношения определя­ют три главных условия: ответственность, власть и подотчетность.

Ответственность - это обязательство работника выполнять пред­писанную работу и отвечать за удовлетворительное разрешение постав­ленных задач.

Ответственность может быть общей и функциональной.

 Общая ответственность за создание необходимых условий работы возлагается на руководителя, а функциональная ответственность за конкретный результат - на исполнителя.

Ответственность определяется занимаемой должностью и связанны­ми с ней взаимоотношениями, она может быть явной (прямой), неявной (косвенной) и делегированной.

 Явная (прямая) ответственность возлагает­ся в соответствии с приказом о приеме на работу на определенную долж­ность и функционально-должностной инструкцией (ФДИ).

Неявная (косвенная) ответственность выступает в качестве фактора профессио­нального роста. Она распределяется персонально с учетом индивидуаль­ности в соответствии с функционально-должностной инструкцией. Этот вид ответственности имеет большое значение для карьерного роста специалистов.

Функционально-должностная инструкция - это организационно-распорядительный документ, определяющий совокупность трудовых функций (должностных обязанностей) каждого работника, его права и ответственность за выполненную работу.

Один из известных американских специалистов в области управления Г.Эмерсон справедливо считал, что предприятие лишенное написанных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед.

В целях избегания формализма в функционально-должностной инструкции, периодически необходимо её пересматривать, она должна  соответствовать  меняющимися условиями, как внутренними, так и внешними.

Рекомендуется внимательно рассматривать любые предложения со стороны сотрудников по совершенст­вованию функционально-должностной инструкции, она не должен быть статичным и неизмененным в течение продолжительного времени документом.

 

Мероприятия по организации и координации деятельности медицинского персонала в отделении

 

К важнейшим обязанностям руководителя медицинской организации относится разработка и реализация мероприятий по стабилизации условий и охраны труда, обучение работников безопасным методам работы и пр.

 

Организация и координация работы сестринского и младшего медицинского персонала предполагают ознакомление работников:

·     с правилами внутреннего трудового распорядка ЛПУ,

·     должностными инструкциями работников,

·     инструкциями по охра­не труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям;

·     методическими рекомендациями по осуществлению различных раз­делов деятельности сестринского персонала и т. д.

 

Старшие медицинские сестры должны контролировать:

·     уровень знаний и умений сестринского персонала,

·     на пра­вильность выполнения сестринских манипуляций и осуществление сестринского ухода высокого качества.

 

Старшие медицинские сест­ры для каждого отделения должны подготовить перечень обязатель­ных сестринских манипуляций, которыми должна владеть медицин­ская сестра отделения, причем этот перечень может быть и шире перечня манипуляций, приведенного в "Квалификационной харак­теристике...".

Старшие медицинские сестры должны обеспечивать рабочие места сестринского персонала отделения всем необходимым для выполнения ими своих обязанностей.

Старшая медицинская сестра лечебного отделения стационара осуществляет:

-      учет движения пациентов,

-      ежедневно представляет в статистическую службу специальную учетную форму о движении ко­ечного фонда по отделению, сведения о назначении лечеб­ных столов пациентам отделения;

-       готовит необходимые материалы для выписки (перевода) пациентов из отделения (оформляет выписки из историй болезни, листки временной нетрудоспособности, сдает в статистическую службу историю болезни, карту выбывшего из стаци­онара, а в специальный архив — рентгеновские пленки и т. д.).

Выписка пациентов из стационара требует от старших медицин­ских сестер решения организационных вопросов:

-      информирование родственников о дате и времени выписки пациента,

-      транспортиров­ка пациентов при переводе их в другие стационары, дома инвали­дов, а в ряде случаев при выписке домой "тяжелых" больных и т. д.

На старших медицинских сестер возложены обязанности по взаимодействию с различными подразделениями, службами и должностными лицами лечебно-профилактических учреждений.

 

Старшая медицинская сестра практически ежедневно:

-      посещает опе­ративный отдел больницы, где решаются очень многие вопросы по­вседневной деятельности отделения,

-      взаимодействует с аптекой ЛПУ по поводу планового и внепланового получения лекарственных средств и других необходимых материалов для отделения;

-       с бухгалтерией по поводу оплаты труда работникам отделения и учета материальных ценностей;

-      со службой кадров по поводу изменения нагрузки работ­никам, предоставления им отпусков и др.;

-      с главной медицинской сестрой по проблемам совершенствования сестринского дела в отде­лении, работы Совета медицинских сестер и др.;

-       с хозяйственными службами и т. д.

-       договаривается о про­ведении сложных диагностических исследований и срочных консуль­таций для пациентов отделения.

Старшая медицинская сестра обязана представлять:

-         плановую и внеплановую отчетность в установленные сроки в соответствии с табелем отчетности по лечебно-профилактическому учреждению.

В ряде случаев (возникновение в отделении инфекционных заболе­ваний, осложнений после сестринских манипуляций и т. д.) предусмотрена подача внеплановых отчетов, причем в работе по под­готовке этих отчетов принимает участие и старшая медицинская сест­ра

Для правильной организации, координации и контроля работы большое значение имеют графики работы, отпусков, и табель учёта рабочего времени сестринского и младшего меди­цинского персонала, которые разрабатывают старшие медицинские сестры.

 

Рекомендации при составлении графиков работы и отпусков

 

Составление графиков работы требует учета множества факторов, необходимых для координации деятельности сестрин­ского и младшего медицинского персонала:

-      особенности организа­ции работы на различных участках в отделении (суточная, вечерняя, дневная и т. д.);

-      уровень профессиональной подготовки медицин­ских сестер и их психологическая совместимость;

-      нагрузка того или иного работника;

-      правовые ограничения в работе (беременные жен­щины, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, лица, совмещающие работу с учебой в профессиональных образо­вательных учреждениях, и т. д.);

-      пожелания работников и т. д.

 Опытным старшим медицинским се­страм удается учитывать большинство факторов при составлении графиков работы.

 

Графики отпусков (на следующий год) сотрудников отделе­ния составляют заведующий отделением, старшая медицинская сес­тра и профорг (если таковой имеется). Прежде всего, учитывают:

-      по­желания работников,

-      данные об использовании отпусков в удобные месяцы за прошедшие годы,

-      право на дополнительные отпуска и на льготы в предоставлении отпусков в удобное для них время и т. д.

Составляя график отпусков для сестринского и младшего медицин­ского персонала, старшая медицинская сестра составляет так назы­ваемый "график замены отпускников", т. е. рассчитывает, есть ли возможность заменить того или иного работника, особенно на дол­жностях, где работа осуществляется по суточному графику в проце­дурных кабинетах и т. д. В "графике замены..." указывается:

-      кто,

-       на сколько ставок,

-       когда будет работать.

Крайне важно, чтобы в период отпусков не ухудшилось качество сестринской помощи. Поэтому планирование отпусков должно охватывать более длитель­ный срок, чем трехмесячный летний период.

После утверждения гра­фика отпусков он становится нормативным документом, и старшая медицинская сестра должна следить за его безусловным выполне­нием сестринским и младшим медицинским персоналом.

·     Старшая ме­дицинская сестра, должна ежедневно вести

табель уче­та рабочего времени, отражая в нем фактически отработанное время каждым работником отделения.

 К определенному числу, установлен­ному администрацией ЛПУ, табель, оформленный надлежащим об­разом, подается в администрацию, и на основе табеля работникам начисляется заработная плата за прошедший месяц.

Много времени и внимания требует от старших медицинских сестер работа по:

-      документированию изменения нагрузки работников,

-      оплаты внеплановых дополнительных дежурств и других работ,

-      отпусков,

-       периодов временной нетру­доспособности и т. д.

 

Рациональное использование материальных ресурсов

 

На старших медицинских сестер отделений возложена обязанность обеспечивать структурные подразделения медикаментами, инструмен­тами, спиртом, одноразовыми шприцами, перевязочными материала­ми и всем необходимым для успешного осуществления сестринского ухода за пациентами.

 Старшие медицинские сестры должны:

·     вести учет и контроль за рациональным хранением и расходовани­ем материальных ценностей,

·     следить за исправностью приборов и оборудования, принимать меры по их своевременной проверке (метрологическому контролю) и ремонту,

·     обеспечивать своевременное списание неисправ­ных приборов, оборудования и других материальных ценностей.

 

Материальная ответственность

 

Работа с материальными ресурсами является одним из наибо­лее трудоемких разделов деятельности старших медицинских сес­тер.

Старшие медицинские сестры являются полностью индивиду­ально материально ответственными лицами.

В настоящее время введены в действие новые нормативные акты, касающиеся полной индивидуальной материальной ответственнос­ти.

Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации в "Разделе XI. Материальная ответственность сторон трудового договора" имеет­ся "Глава 39. Материальная ответственность работника".

Для стар­ших медицинских сестер особое значение имеют следующие статьи, включенные в главу 39:

Ø  статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю;

Ø  статья 239. Обстоятельства, исключающие материальную от­ветственность работника;

Ø  статья 240. Право работодателя на отказ от взыскания ущер­ба с работника;

Ø  статья 241. Пределы материальной ответственности работ­ника;

Ø  статья 242. Полная материальная ответственность;

Ø  статья 243. Случаи полной материальной ответственности;

Ø  статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности;

Ø  статья 246. Определение размера причиненного ущерба;

Ø  статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения;

Ø  статья 248. Порядок возмещения ущерба;

Ø  статья 250. Снижение органом по рассмотрению трудовых споров ущерба, подлежащего взысканию с работника.

 

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.02 № 85 "Об утверждении переч­ня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работни­ками, с которыми работодатель может заключить письменные до­говоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности"

Утверждены "Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недо­стачу вверенного имущества", а также "Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности".

В соот­ветствии с частью 1 вышеуказанного "Перечня..." в него включены старшие медицинские сестры организаций здравоохранения.

Следовательно, старшие медицинские сестры могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с работодателем, в соответствии с которым они принимают на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного им работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работо­дателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Поэтому старшие медицинские сестры должны изучить действу­ющие нормативные акты о полной индивидуальной материальной ответственности.

 

Важное значение имеет работа старших меди­цинских сестер:

1.    по сверке учетных данных с бухгалтерией ЛПУ,

2.    по подготовке и участию в инвентаризации вверенных старшей меди­цинской сестре материальных ценностей.

 

Таким образом, на старших медицинских сестер возложен ши­рокий круг обязанностей по организации и координации деятельности медицинского персонала, рациональному использованию материальных ресурсов, требующий специальной подготовки, и именно от деятельности старших медицинских сестер в значитель­ной степени зависит качество сестринской помощи, оказываемой пациентам.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz