Лекция № 18
Организация
работы по рациональной расстановке и использованию среднего и младшего персонала
Рациональное
использование материальных ресурсов
План:
1.
Определение
«организация» и «координация».
2.
Регламентация
деятельности персонала.
3.
Положение о
структурном подразделении.
4.
Понятие «должность».
5.
Понятие
«ответственность»
6.
Функционально-должностная инструкция.
7.
Мероприятия по
организации и координации деятельности медицинского персонала в отделении.
8.
Рекомендации по
составлению графиков работы и
отпусков.
9.
Рациональное
использование материальных ресурсов.
10.
Материальная
ответственность.
Организация и координация
являются
важными функциями в управленческой деятельности старших медицинских сестёр,
которые взаимосвязаны и неразрывны.
Вспомним определения:
Организация
–
это создание организационных структур, постановка заданий, которые должны
быть выполнены. Распределение между подчинёнными заданий так, чтобы обеспечить
наиболее эффективное выполнение работы. Распределение ресурсов, полномочий и
ответственности.
Координация
– взаимная увязка действий людей и подразделений.
Структурное разделение труда
работников медицинской организации предусматривает функциональную специализацию,
а также разграничение прав, полномочий и сфер ответственности.
В
медицинской организации постоянно реализуется горизонтальное и вертикальное
разделение труда,
Вертикальное разделение труда
отделяет работу по координированию действий (управление)
от самих действий (исполнение).
Горизонтальное разделение
труда - разделение всей работы на
составляющие операции (компоненты) между участниками трудового процесса по
профессиональному признаку.
При организации и координации трудовых отношений внутри
отделения старшая медицинская сестра использует законодательно-правовые
регламентами государства, внутренние документы лечебно-профилактического
учреждения, нормами профессиональной этики и морали.
Регламентация
- установления определенного порядка работы каждого элемента (структурного
подразделения) и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний,
инструкций, нормативов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность
персонала
Важно определить оптимальную
степень регламентации трудовой деятельности служащих, а также четко установить
круг вопросов, при решении которых необходима жесткая, целенаправленная
регламентация.
Для этой цели разрабатывают
положение о структурном подразделении
- документ, предназначенный для нормативно-правовой
регламентации деятельности каждого структурного подразделения.
Положение определяет статус
данного подразделения, его место и роль в системе управления, внутреннюю
организацию.
На основе положения о
структурном подразделении осуществляется повседневная деятельность его
сотрудников по реализации тех задач и функций, за выполнение которых
подразделение в лице его руководителя несет полную ответственность.
Положение является базовым
документом для распределения функций и работ между исполнителями, установления
их персональных должностных обязанностей, составления штатного расписания.
Оно позволяет более полно и
обоснованно оценивать результаты труда всего коллектива подразделения и вклад
отдельных работников, принимать решения о моральном и материальном
стимулировании работников.
Должность
является основным элементом в структуре управления медицинской организации. Она
закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом.
Должность - это совокупность прав,
обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и
границы компетентности.
Официальные отношения
между
работниками организации устанавливаются на стадии формирования организационной
структуры, при этом они определяются сферой компетенции каждого специалиста,
объемом власти и ответственности. Таким образом, официальные взаимоотношения
определяют три главных условия: ответственность, власть и подотчетность.
Ответственность
- это обязательство работника выполнять
предписанную работу и отвечать за удовлетворительное разрешение поставленных
задач.
Ответственность может быть общей и функциональной.
Общая
ответственность за
создание необходимых условий работы возлагается на руководителя, а
функциональная ответственность за конкретный результат - на исполнителя.
Ответственность определяется
занимаемой должностью и связанными с ней взаимоотношениями, она может быть
явной (прямой), неявной (косвенной) и делегированной.
Явная
(прямая) ответственность возлагается в соответствии с приказом о
приеме на работу на определенную должность и
функционально-должностной инструкцией
(ФДИ).
Неявная
(косвенная)
ответственность выступает в качестве фактора профессионального роста. Она
распределяется персонально с учетом индивидуальности в соответствии с
функционально-должностной инструкцией. Этот вид ответственности имеет большое
значение для карьерного роста специалистов.
Функционально-должностная инструкция
- это организационно-распорядительный
документ, определяющий совокупность трудовых функций (должностных обязанностей)
каждого работника, его права и ответственность за выполненную работу.
Один из известных американских
специалистов в области управления Г.Эмерсон справедливо считал, что предприятие
лишенное написанных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед.
В целях избегания формализма в функционально-должностной
инструкции, периодически необходимо её пересматривать, она должна
соответствовать меняющимися
условиями, как внутренними, так и внешними.
Рекомендуется внимательно
рассматривать любые предложения со стороны сотрудников по совершенствованию
функционально-должностной инструкции, она не должен быть статичным и
неизмененным в течение продолжительного времени документом.
Мероприятия по организации и координации
деятельности медицинского персонала в отделении
К важнейшим обязанностям
руководителя медицинской организации относится разработка и реализация
мероприятий по стабилизации условий и охраны труда, обучение работников
безопасным методам работы и пр.
Организация и координация работы
сестринского и младшего медицинского персонала предполагают ознакомление
работников:
·
с правилами
внутреннего трудового распорядка ЛПУ,
·
должностными
инструкциями работников,
·
инструкциями по
охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям;
·
методическими
рекомендациями по осуществлению различных разделов деятельности сестринского
персонала и т. д.
Старшие медицинские сестры
должны контролировать:
·
уровень знаний и
умений сестринского персонала,
·
на правильность
выполнения сестринских манипуляций и осуществление сестринского ухода высокого
качества.
Старшие медицинские сестры для
каждого отделения должны подготовить перечень обязательных сестринских
манипуляций, которыми должна владеть медицинская сестра отделения, причем этот
перечень может быть и шире перечня манипуляций, приведенного в "Квалификационной
характеристике...".
Старшие медицинские сестры
должны обеспечивать рабочие места сестринского персонала отделения всем
необходимым для выполнения ими своих обязанностей.
Старшая медицинская сестра
лечебного отделения стационара осуществляет:
-
учет движения
пациентов,
-
ежедневно
представляет в статистическую службу специальную учетную форму о движении
коечного фонда по отделению, сведения о назначении лечебных столов пациентам
отделения;
-
готовит необходимые материалы для выписки
(перевода) пациентов из отделения (оформляет выписки из историй болезни, листки
временной нетрудоспособности, сдает в статистическую службу историю болезни,
карту выбывшего из стационара, а в специальный архив — рентгеновские пленки и
т. д.).
Выписка пациентов из стационара
требует от старших медицинских сестер решения организационных вопросов:
-
информирование
родственников о дате и времени выписки пациента,
-
транспортировка
пациентов при переводе их в другие стационары, дома инвалидов, а в ряде случаев
при выписке домой "тяжелых" больных и т. д.
На старших медицинских сестер
возложены обязанности по взаимодействию с различными подразделениями, службами и
должностными лицами лечебно-профилактических учреждений.
Старшая медицинская сестра
практически ежедневно:
-
посещает
оперативный отдел больницы, где решаются очень многие вопросы повседневной
деятельности отделения,
-
взаимодействует с
аптекой ЛПУ по поводу планового и внепланового получения лекарственных средств и
других необходимых материалов для отделения;
-
с бухгалтерией по поводу оплаты труда
работникам отделения и учета материальных ценностей;
-
со службой кадров по
поводу изменения нагрузки работникам, предоставления им отпусков и др.;
-
с главной
медицинской сестрой по проблемам совершенствования сестринского дела в
отделении, работы Совета медицинских сестер и др.;
-
с хозяйственными службами и т. д.
-
договаривается о проведении сложных
диагностических исследований и срочных консультаций для пациентов отделения.
Старшая медицинская сестра
обязана представлять:
-
плановую и внеплановую отчетность в
установленные сроки в соответствии с табелем отчетности по
лечебно-профилактическому учреждению.
В ряде случаев (возникновение в
отделении инфекционных заболеваний, осложнений после сестринских манипуляций и
т. д.) предусмотрена подача внеплановых отчетов, причем в работе по подготовке
этих отчетов принимает участие и старшая медицинская сестра
Для правильной организации,
координации и контроля работы большое значение имеют графики работы, отпусков, и
табель учёта рабочего времени сестринского и младшего медицинского персонала,
которые разрабатывают старшие медицинские сестры.
Рекомендации при составлении графиков работы и
отпусков
Составление графиков работы
требует учета множества факторов, необходимых для координации деятельности
сестринского и младшего медицинского персонала:
-
особенности
организации работы на различных участках в отделении (суточная, вечерняя,
дневная и т. д.);
-
уровень
профессиональной подготовки медицинских сестер и их психологическая
совместимость;
-
нагрузка того или
иного работника;
-
правовые ограничения
в работе (беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей и
детей-инвалидов, лица, совмещающие работу с учебой в профессиональных
образовательных учреждениях, и т. д.);
-
пожелания работников
и т. д.
Опытным
старшим медицинским сестрам удается учитывать большинство факторов при
составлении графиков работы.
Графики отпусков
(на следующий год) сотрудников отделения составляют заведующий отделением,
старшая медицинская сестра и профорг (если таковой имеется). Прежде всего,
учитывают:
-
пожелания
работников,
-
данные об
использовании отпусков в удобные месяцы за прошедшие годы,
-
право на
дополнительные отпуска и на льготы в предоставлении отпусков в удобное для них
время и т. д.
Составляя график отпусков для сестринского и младшего
медицинского персонала, старшая медицинская сестра составляет так называемый "график замены отпускников", т. е. рассчитывает, есть ли возможность
заменить того или иного работника, особенно на должностях, где работа
осуществляется по суточному графику в процедурных кабинетах и т. д. В "графике
замены..." указывается:
-
кто,
-
на сколько ставок,
-
когда будет работать.
Крайне важно, чтобы в период
отпусков не ухудшилось качество сестринской помощи. Поэтому планирование
отпусков должно охватывать более длительный срок, чем трехмесячный летний
период.
После утверждения графика
отпусков он становится нормативным документом, и старшая медицинская сестра
должна следить за его безусловным выполнением сестринским и младшим медицинским
персоналом.
·
Старшая медицинская
сестра, должна ежедневно вести
табель учета рабочего времени,
отражая в нем фактически отработанное время каждым работником отделения.
К
определенному числу, установленному администрацией ЛПУ, табель, оформленный
надлежащим образом, подается в администрацию, и на основе табеля работникам
начисляется заработная плата за прошедший месяц.
Много времени и внимания требует
от старших медицинских сестер работа по:
-
документированию
изменения нагрузки работников,
-
оплаты внеплановых
дополнительных дежурств и других работ,
-
отпусков,
-
периодов временной нетрудоспособности и
т. д.
Рациональное использование материальных ресурсов
На старших медицинских сестер
отделений возложена обязанность обеспечивать структурные подразделения
медикаментами, инструментами, спиртом, одноразовыми шприцами, перевязочными
материалами и всем необходимым для успешного осуществления сестринского ухода
за пациентами.
Старшие
медицинские сестры должны:
·
вести учет и
контроль за рациональным хранением и расходованием материальных ценностей,
·
следить за
исправностью приборов и оборудования, принимать меры по их своевременной
проверке (метрологическому контролю) и ремонту,
·
обеспечивать
своевременное списание неисправных приборов, оборудования и других материальных
ценностей.
Материальная ответственность
Работа с материальными ресурсами
является одним из наиболее трудоемких разделов деятельности старших медицинских
сестер.
Старшие медицинские сестры
являются полностью индивидуально материально ответственными лицами.
В настоящее время введены в
действие новые нормативные акты, касающиеся полной индивидуальной материальной
ответственности.
Так, в Трудовом кодексе
Российской Федерации в "Разделе
XI.
Материальная ответственность сторон трудового договора" имеется "Глава 39.
Материальная ответственность работника".
Для старших
медицинских сестер особое значение имеют следующие статьи, включенные в
главу 39:
Ø
статья 238.
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю;
Ø
статья 239.
Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника;
Ø
статья 240.
Право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работника;
Ø
статья 241.
Пределы материальной ответственности работника;
Ø
статья 242.
Полная материальная ответственность;
Ø
статья 243.
Случаи полной материальной ответственности;
Ø
статья 244.
Письменные договоры о полной материальной ответственности;
Ø
статья 246.
Определение размера причиненного ущерба;
Ø
статья 247.
Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину
его возникновения;
Ø
статья 248.
Порядок возмещения ущерба;
Ø
статья 250.
Снижение органом по рассмотрению трудовых споров ущерба, подлежащего взысканию с
работника.
Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.02 № 85 "Об
утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых
работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о
полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности,
а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности"
Утверждены "Перечень должностей
и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может
заключить письменные договоры о полной индивидуальной материальной
ответственности за недостачу вверенного имущества", а также "Типовая форма
договора о полной индивидуальной материальной ответственности".
В соответствии с частью 1 вышеуказанного
"Перечня..." в него включены старшие медицинские сестры организаций
здравоохранения.
Следовательно, старшие
медицинские сестры могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной
ответственности с работодателем, в соответствии с которым они принимают на себя
полную материальную ответственность за недостачу вверенного им работодателем
имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения
им ущерба иным лицам.
Поэтому старшие медицинские
сестры должны изучить действующие нормативные акты о полной индивидуальной
материальной ответственности.
Важное значение имеет работа
старших медицинских сестер:
1.
по сверке учетных
данных с бухгалтерией ЛПУ,
2.
по подготовке и
участию в инвентаризации вверенных старшей медицинской сестре материальных
ценностей.
Таким
образом, на старших медицинских сестер возложен широкий круг обязанностей по
организации и координации деятельности медицинского персонала, рациональному
использованию материальных ресурсов, требующий специальной подготовки, и именно
от деятельности старших медицинских сестер в значительной степени зависит
качество сестринской помощи, оказываемой пациентам.
|