СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

Лекция № 19

 

Организация работы

по повышению квалификации персонала

 

План:

1.    Понятие «компетенция»

2.    Формирование профессиональной компетенции.

3.    Формирование общих компетенций.

4.    Требования к процессу обучения.

5.    Компетенции старших медицинских сестёр.

 

Одной из функциональных обязанностей главных и старших медицинский сестёр – является организация работы по повышению квалификации и участие в обучении сестринского персонала

Создание условий для постоянного повышения их квалификации, прохождение аттестации и сертификации – это важнейший фактор обеспечения эффективной работы медицинских сестёр.

Возможность учиться является одним из важных мотивирующих факторов, особенно для молодых специалистов и способствует осознанию каждым сотрудником своих перспектив в карьерном росте.

Необходимо помнить, что каждый сотрудник является собственником уникального капитала (знаний, навыков, умений, опыта), поэтому совре­менному профессионалу необходимо повышение собственной, так называемой рыночной, стоимости.

Согласно современной концепции развития сестринского дела, при организации работы по повышению квалификации медицинских сестёр в ЛПУ требуется инновационный подход.

 

Болонский процесс, в который включилось и российское образование требует формирования компетенций у специалиста.

 

Компетенция – это система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной деятельности в определённой области.

 

Компетенции делят на:

Ø профессиональные (или специальные);

Ø общие.

 

Формирование недостающих и совершенствованию имеющихся компетенций сестринского персонала осуществляются как внутри, так и вне лечебно-профилактического учреждения.

 

Формирование профессиональной компетенции

 

Профессиональные компетенции -  необходимы для реализации профессиональной деятельности.

Для формирования профессиональной компетенции занятия должны иметь чет­ко выраженную практическую направленность и отражать особен­ности сестринского процесса.

Но необходимо помнить, что профессиональные компетенции  включают:

-  личностные компетенции специалиста, т.е. его личностные качества:

Ø милосердие,

Ø терпимость к пациенту,

Ø гуманность,

Ø  аккуратность,

Ø точность,

Ø ответственность,

Ø дисцип­линированность,

Ø состра­дание,

Ø отсутствие страха и др.

         - требования к поведению:

Ø быть опрятно одетой;

Ø  расположить пациента к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей процедуры, приободрить, похвалить пациента за выдержку и терпение во время процедуры;

Ø уверенно проводить все манипуляции, точно соблюдать назначенное время для проведения процедур

 

Формирование профессиональной компетенции

 внутри лечебно-профилактического учреждения

 

Формирование профессиональной компетенции  внутри лечебно-профилактического учреждения должно осуществляться при обучении на:

Ø общих занятий для всех медицинских сестер ЛПУ или палатных, процедурных, перевязочных и др. медицинских сестёр с учётом их специфики  под руководством главной медицинской сестры;

Ø в отделении под руководством старшей медицинской сестры;

 

Занятия должны проводиться в соответствии с планом, подготовленным и согласованным главной и старшей медицинской сестрой, в запланированные дни.

В цели обучения и воспитания необ­ходимо включить соответствующие компетенции необходимые для повышения квалификации сестринского персонала и подобрать способы для их формирования.

 

Способы обучения

 

Обучение  персонала можно проводить в виде бесед, лекций,  тренингов, практических занятий, научно-практические конференции. Можно использовать методы, связанные с моделированием и решением конкретных ситуаций, деловых игр. Это активные методы, когда с помощью старшей сестры моделируются различные ситуации, а участники занятия пытаются найти пути их разрешения.

 

На занятия необходимо выносить актуальные проблемы, возникшие в ходе профессиональной деятельности.

Проводить по конкретной теме или проблеме с пациентами и их родственниками (например, "Питание при сахарном диабете", "Уход за диабетической стопой", «Уход за лежачим пациентом») и др.

В тех случаях, когда в отделение поступают новые приборы и оборудование, на которых должны работать медицинские сестры, следует организовать обучение на рабочих местах в тех отделениях ЛПУ, где уже используется новая медицинская техника.

К проведению занятий должны привлекаться опытные медицинские сестры, врачи, специалисты из «Центра медицинской профилактики» и другие специалисты, такие как юристы ЛПУ, инженер по технике безопасности и т.п.

 

Ротацию, т.е. регулярная сменяемость медицинских сестер в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место», также можно использовать для обучения.

 

Формирование профессиональной компетенции

вне стен лечебно-профилактического учреждения

 

Другой формой повышения квалификации медицинских работ­ников является предусмотренное Приказом Минздрава России от 05.06.98 № 186 "О повы­шении квалификации специалистов со средним медицинским и фарма­цевтическим образованием" обу­чение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с указанным перечнем старшие медицинские сестры совместно с заведующими отделениями и главной медицин­ской сестрой должны планировать, кого из медицинских сестер отделения, в какие сроки и на какие циклы следует направлять на обучение.

 Благодаря обучению на указанных циклах удается повы­сить качество сестринской помощи пациентам, обеспечить внедре­ние инноваций в работу сестринского персонала и укомплектовать должности сестринского персонала квалифицированными специа­листами, особенно по узким специальностям.

Кроме этого, освоение циклов усовершенствования помогает медицинским сест­рам уверенно проходить аттестацию (переаттестацию) на присвое­ние или подтверждение квалификационной категории.

Сформированная многоуровневая система медицинского обра­зования обеспечивает подготовку специалистов по программам трех уровней (базовое образование – повышенный уровень образования – высшее образование).

Главным и старшим медицинским сестрам ЛПУ следует проводить работу по направлению медицинских сестер, из резерва на должность старшей медицинской сестры, на повышенный уровень образования без отрыва от своей работы. И со­здавать для них благоприятные условия, позволяющие совмещать работу с учебой.

Самообразование

 

Большое значение для повышения квалификации сестринского персонала имеет их самообразование.

Они сами определяют, в какой области испытывают недостаток знаний, и пытаются путем самостоятельного обучения восполнить этот пробел, посредством изучения специальной, справочной, нормативной литературы и документации.

Старшие медицинские сестры должны стимулировать медицинских сестер к этому, в том числе и личным примером (дать образец своего плана и программы самообучения) При необходимости, оказать консультативную помощь в составлении программы и плана самообучения, подборе необходимой литературы.

Очень важно, чтобы в ЛПУ медицинская библио­тека систематически пополнялась учебными пособиями, справочни­ками и периодическими изданиями по проблемам сестринского дела.

 

Формирование общих компетенций

 

Общие компетенции - необходимы для успешной деятельности как профессиональной, так и внепрофессиональной сферах (работа с литературой, проведение исследовательской работы, взаимодействие с людьми, здоровьесбережение).

При планировании занятий по повышению квалификации медицинских сестёр необходимо вносить и мероприятия по формированию общих компетенций.

 

Например:

1.    По формированию культуры общения с коллегами, студентами-практи­кантами, пациентами и их родственниками.  Следует обучать людей позитивно мыслить, уметь общаться друг с другом без злобы, зависти, раздражения и агрессии.

Важно уделить внимание вопросам психологии общения, правилам делового общения, деонтологии и субординации.

 

2.     По формированию правовой грамотности, привлекая к

проведению занятий юриста лечебно-профилактического учреждения.

 

3.     Формировать желание вести здоровый образ жизни,  на положительных примерах из опыта сотрудников, привлекая специалистов из центра медицинской профилактики.

 

Требования к процессу обучения

 

 При организации процесса обучения необходимо учитывать следующие требования:

 

Ø Непрерывность обучения. Так как повышение квалификации - это постоянный процесс обновления знаний.

Ø Стадийность обучения. Если знания, которые необходимо получить, являются сложными, то процесс обучения надо разбить на последовательные этапы (обучение от более простых к сложным явлениям).

Ø Мотивация. Для обучения нужна мотивация, т.е. заинтересованность работника (что я получу в результате обучения в будущем?).

Ø Условия обучения. Нужно создать благоприятные для обучения условия.

Ø Контроль знаний. С помощью тестовых заданий, контрольных вопросов, через решение ситуационных задач.

Обязательно проводить зачеты по разделам:

·     особо опасные инфекции;

·     оказание медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях (ОСТ 42-21-2-85) и др. важным разделам с учётом специфики отделения.

 

Желательно проводить и внеплановые проверки в вечерние часы и выходные дни знания действующих приказов и инструкций.

 

Результат контроля будет указывать на эффективность обучения.

 

Компетенции старших медицинских сестёр

 

 Чтобы правильно, эффективно организовать учёбу подчинённых необходимо руководителям сестринской службы также повышать свой уровень компетенции.

Старшие медицинские сестры должны изучать и ис­пользовать в работе передовой отечественный и зарубежный опыт в области сестринского дела.

Для этого необходимо посещать другие отделения и ЛПУ, изу­чать периодическую литературу по сестринскому делу, участвовать в работе конференций, симпозиумов, "круглых столов" руководи­телей сестринских служб и т. д.

В соответствии с "Квалификационной характеристикой..." по специальности "Сестринское дело"* старшая медицинская сестра должна обладать специальными знаниями в области сестринского дела в амбулаторно-поликлинических и в больничных учреждени­ях (пп. 3.1 и 3.2), а также в области организации сестринского дела (п. 3.3).

Старшие медицинские сестры должны освоить следующие про­блемы:

·         научные и организационные подходы к совершенствованию качества сестринской помощи;

·         основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

·         систему управления сестринским и младшим медицинским персоналом медицинских учреждений;

·         систему информационного обеспечения структурного под­разделения (перечень учетно-отчетной документации, поря­док ведения, хранения, обработки, сдачи в архив);

·         документы по оснащению структурного подразделения ма­териальными ресурсами, медицинскому и фармацевтичес­кому обеспечению деятельности, организации лечебного и диетического питания, охране труда и технике безопа­сности;

·         документы, регламентирующие деятельность структурного подразделения в экстремальных условиях.

Главным и старшим медицинским сестрам ЛПУ следует проводить работу по направлению медицинских сестер на обучение и по созданию для них благоприятных условий, позволяющих совмещать работу с учебой, т.е. управлять карьерой своих подчинённых.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz