СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

Лекция № 20

 

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

САМОМЕНЕДЖМЕНТ

План:

1.    Имидж руководителя.

2.    Самоменеджмент.

3.    Личностные качества руководителя.

4.    Негативные качества руководителя.

5.    Типичные управленческие ошибки.

 

В современных условиях реформирования здравоохранения, требование к личности руководителя приобретает особую значимость.

Используя только силовые рычаги власти к подчинённым для выполнения работы, невозможно добиться желаемых результатов.

Руководитель должен быть лидером, способным объединить и увлечь персонал, поддерживать  инициативу и новаторство, гибко реагировать на изменения условий. Как часто сейчас говорят, руководитель должен обладать  определённым  имиджем

 

Имидж руководителя

 

Термин «имидж» пришел в управление из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившееся представление (образ) о человеке (личности).

Имидж – это правильный выбор модели поведения, который приносит успех.

При выборе модели поведения необходимо учитывать:

Ø соответствие поведения личности законодательству и правовым нормам;

Ø конкретную ситуацию, в которой личность действует;

Ø цели личности;

Ø нравственные критерии (честность, справедливость, разумная самооценка)

Ø психологические характеристики.

Искусство и техника создания образа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным для других, привести свой образ в соответствие этому критерию.

 

Имиджмейкеры (специалисты по созданию имиджа) выделяют три составляющие имиджа руководителя:

1.    личное обаяние – способствует успеху профессиональной деятельности;

2.    нравственная характеристика – коммуникабельность, способность к переживанию (эмпатичность), способность понять другого (рефлексивность), способность воздействовать словом (красноречие);

3.    техника самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт.

 Для создания положительного имиджа, необходимо постоянно работать над развитием личностных качеств, самосовершенствоваться.

 

Персональный менеджмент

 (самоменеджмент)

  (англ.  personal  management) -  приемы   эффективного   управления   работником   (чаще   всего руководителем) собственной трудовой деятельностью.

 

Основная цель персонального менеджмента:

1.    максимально использовать собственные возможности;

2.    сознательно управлять течением своей жизни;

3.    преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

Так же как и любая другая деятельность руководителя нуждается в управлении, т.е. в выполнении функций управления по отношению к самому себе.

Руководитель должен уметь:

-       ставить цели и задачи, определять их приоритеты;

-       планировать свою деятельность;

-       организовать свой труд;

-       управлять самим собой.

Уметь управлять собой, саморазвиваться это одна из основных задач любого человека, а руководителя особенно.

Чему будет способствовать персональный менеджмент?

1.    Лучшей организации труда.

2.    Росту квалификации.

3.    Снижению ошибок в выполнении своих функций.

4.    Улучшению результатов работы.

5.    Выполнению работы с меньшими затратами.

6.    Меньшей загруженности работой.

7.    Меньшей спешки и уменьшению стрессовых ситуаций.

8.    Большему удовлетворению от работы.

9.    Большей мотивации труда.

10.       Достижению  профессиональных и жизненных  целей  кратчайшим путем и т.д.

  

С чего начинать работу над собой?

Необходимо разобраться в своих сильных и слабых сторонах как личности, как руководителя и начать преодолевать слабые стороны и развивать сильные.

 

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Важнейшим условием успешного управления, является личность руководителя, которая складывается как из личностных, так и деловых качеств.

Только обладая определёнными качествами, руководитель становится лидером и сможет убедить подчиненных стать его сторонниками, соучастниками своих начинаний, т.е. умеет доносить свои идеи до окружающих и доказывать свою правоту.

Из множества качеств, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:

  • компетентность;

  • влияние;

  • уверенность в себе;

  • эмоциональная уравновешенность;

  • стрессоустойчивость;

  • креативность;

  • стремление к достижениям;

  • предприимчивость;

  • ответственность;

  • надежность;

  • независимость;

  • общительность.

  • умение продуктивно использовать время;

  • стремление постоянно учиться.

Все эти качества можно воспитать, развить в себе.

 

Остановимся на них более подробно.

 

Компетентность – руководитель должен знать, что делать и как выполнять свою работу наилучшим образом.

Знания по управлению могут быть получены либо в результате обучения, либо из собственного опыта (т.к. менеджмент это наука и искусство)

Влияние (доминантность) – для руководителя это наиболее важная способность.

 Но необходимо помнить, что для влияния недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, т.е. на формальный авторитет.

Известно, что при таком влиянии на подчинённых, они исполняют  не более 65% своих возможностей, т.к. выполняют свою работу удовлетворительно, только для того, чтобы удержаться на работе.

Уверенность в себе – что это значит для подчинённых. Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться, он поддержит, защитит в сложной ситуации.

Уверенный в себе руководитель обеспечивает определённый психологический комфорт и повышает мотивацию к работе подчинённых. Помня это необходимо в любых обстоятельствах держать себя спокойно и уверенно, т.к. неуверенный, колеблющийся руководитель не сможет вызвать  доверие ни со стороны подчиненных, ни со стороны других руководителей. Но важно, чтобы эта уверенность исходила от реальной  самооценки, иначе это будет самоуверенность.

Подчиненные, как правило, хорошо чувствуют состояние руководителя, поэтому постоянно нужно помнить о том, что Вас воспринимают, оценивают и сопоставляют с вашим имиджем.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость – это близкие друг другу личностные черты. Их можно выработать и развить, если делать это целенаправленно. Формировать позитивный склад характера.

Неконтролируемые отрицательные эмоции неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе.

Постоянное подавление негативных эмоций, может обернуться – неврозами, психическими заболеваниями и т.д. Что касается стрессоустойчивости, то  необходимо отличать понятия: «стресс» и «дистресс».

Стресс – это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое). Стресс активизирует усилия руководителя в преодолении  препятствий для достижения целей.

Дистресс – это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее усилия человека на достижение целей.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье говорил,  «разным людям требуются для счастья различные степени стресса».

Стресс необходим, он «связан с любой деятельностью, избежать его может только тот, кто ничего не делает» (Г.Селье).

Дистресс, часто связан с профессиональной деятельностью, особенно у руководителей связан с такими причинами:

·         страх не справиться с работой;

·         страх допустить ошибку;

·         страх быть обойденным другими;

·         страх потерять работу;

·         страх потерять собственное «Я».

Поэтому важно соблюдать режим труда и отдыха, найти средства эмоционально-психологической разгрузки, это и физические упражнения, аутотренинг, хобби и т.д.

Креативность – способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно для инновационной деятельности. Руководитель, обладающий такой чертой, может видеть элементы новизны, нестандартность мышления, творчества  в деятельности подчинённых и поддерживать их.

Как правило, руководителю мешает проявлять творческий подход к делу:

  • слабое стремление к новому;

  • недостаточное использование возможностей;

  • плохая методология.

Стремление к достижениям и предприимчивость – без этих качеств невозможно эффективно руководить.

 Человек, стремясь к достижению, испытывает потребность в самореализации, в достижении целей.

При этом рассчитывает, чтобы риск был предсказуем и просчитан, при внедрении нововведений в учреждении, не идут на слишком большой риск.

Это возможно если руководитель системы здравоохранения знает  глобальную стратегию реформирования здравоохранения, умеет определить стратегическое направление развития своего подразделения, может принимать тактические решения и мобилизовать ресурсы для выполнения цели.

Ответственность и надежность – это качество является «визитной карточкой» руководителя. Следует ответственно относиться к выполнению обещаний, данных как другим руководителям, партнёрам так и подчинёнными.

Независимость – это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность при определенных ситуациях.

Чем более независимым является руководитель, тем полезнее для него прислушиваться к мнению  и советам окружающих, выбирая рациональное зерно и принимая окончательное решение.

Коммуникабельность (общительность)  по данным исследования руководителю более трёх четвертей своего рабочего времени приходиться затрачивать на общение. Поэтому развитию коммуникативных черт необходимо уделять внимание.

Без общительности невозможно наладить отношения с людьми

Для руководителя работающего в системе здравоохранения необходимо овладеть специфическими коммуникативными навыками, такими как:

·     умение общаться с представителями разных социальных и

культурных слоев общества;

·     ориентироваться на потребности пациента.

·     умение налаживать стратегические и тактические взаимоотношения с партнерами.

·     умение не только слушать, но главное слышать собеседника, понять его интересы или его предложения.

·     умение ровно относиться к сотрудникам, независимо от симпатий и антипатий.

·     умение использовать современные коммуникационные возможности.

Умение разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, искусство не допускать развития конфликта организационными способами. Видеть положительный исход конфликта. Выходить из возникшего конфликта способом сотрудничества или компромисса.

Умение продуктивно использовать время – т.е. умение управлять временем, для этого важно научиться:

·     находить и развивать таланты в своем коллективе;

·     формировать эффективные команды/ рабочие группы /бригады;

·     распределять и делегировать свои полномочия;

·     выбирать приоритеты.

Грамотно расставлять приоритеты это значит разделить все свои дела на важные – срочные; важные – несрочные; неважные – срочные; неважные – несрочные, которые можно разместить в четыре окна Эйзенхауэра.

Важные это те дела, которые нужно выполнить для реализации цели. Срочные  это те дела, которые, не сделав, теряют актуальность.

 

 

Важные  -  Срочные

А

  • сдать отчёт;

  • подготовить доклад;

  • визит к стоматологу (острая боль)

 

20 – 25%  (20 -30%)

 

Важные – Несрочные

Б

·         планирование;

·         подготовка отчета, доклада;

·         профилактика;

·         построение отношений;

·         самосовершенствование

 

65 – 80%  (15%)

 

Неважные – Срочные

В

·         множество мелких неотложных дел;

·         некоторые встречи;

·         некоторые телефонные звонки

 

15% (50 – 60%)

 

Неважные - Несрочные

Г

·         рутинные дела;

·         пустая трата времени;

·         посторонние занятия;

·         чрезмерное увлечение телевидением

 

менее 1% (2 – 3%)

 

 

У хорошего руководителя рабочим квадратом должен быть квадрат Б  важные – несрочные дела, занимающие 65 – 80% всего времени.

Чаще всего при плохой организации на важные, но несрочные дела приходится 15% времени.

Необходимо так планировать и вести дела, чтобы важные дела, не становились срочными.

К сожалению, особенность работы старшей медицинской сестры ввиду специфики деятельности чаще приходится на квадрат А.

Но нужно стараться придерживаться квадрата Б при организации личной жизни, что поможет делать больше дел и более эффективно и оставит время для самосовершенствования.

Все перечисленные качества это сильная сторона руководителя и эти качества нужно развивать в себе.

.

 

Негативные качества руководителя

 

Негативные качества руководителя — это его слабая сторона, как личностных, так и деловых качеств, которая может привести руководителя к неудаче.

Например:

Слабый руководитель часто сталкивается с большим количеством непредвиденных обстоятельств и тратит на их устранение много времени и сил. Сталкиваясь с такими проблемами, руководитель говорит: «Вот тебе и раз!», «Всё у нас не слава Богу!», «Где тонко, там и рвётся»

Происходит это потому, что руководитель не смог предугадать и подготовиться к возникшей проблеме. За второстепенными проблемами пропустил главные моменты.

 

Знать свои слабые стороны – значит укреплять свои сильные стороны!

И изучив свои слабые стороны, необходимо от них избавляться.

Что к ним относится?

 

Зависимость от одобрения окружающих – это постоянное стремление к одобрению, особенно руководства.

Высокомерие - неумение и нежелание прислушаться к мнению окружающих, воспринимать чу­жие идеи и полезную информацию.

Равнодушие - неспособность понять чужие поступки, мотивы, действия.

Импульсивность - непредсказуемые действия: сначала де­лает, затем думает.

Эмоциональная неуравновешенность - неумение контролировать свои эмоции, приводящие к раздражительности, резкой смене настроения, что не способствует уважительным и деловым отношениям.

Нерешительность – уход от прямых решений в целях за­щиты своих интересов.

Боязнь риска - переоценка возможности провала и неудачи.

Неумение четко ставить цели – как касающиеся деловой, так и личной жизни. Без четких целей жизнь на работе и вне ее превратится в бесконечную вереницу дел.

Осознание своих целей стимулирует самомотивацию для работы.

Четко сформулированные цели концентрируют силы на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы.

Цели не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться с течением времени, например, если в процессе контроля реализации выясняется, что прежние представления были, неверными или что запросы оказались завышенными или заниженными.

Цели делятся на:

Долгосрочные жизненные цели:  Чего Вы хотите достичь в жизни?

Среднесрочные цели:  Чего Вы хотите достичь в ближайшие 5 лет?

Краткосрочные цели: Чего Вы хотите добиться уже в ближайшие 12 месяцев?

 

Постановка цели требует:

1.    выразить их в виде четких намерений и в точных формулировках явные и скрытые потребности, интересы, желания  или  задачи;

2.    сориентировать действия  и поступки на эти цели, и их выполнение.

 

Неумение обучать - отсутствие способности или желания помогать подчинённым, развивать и расширять возможности.

 

Неумение формировать коллектив – отсутствие внимания отбору при приёме на работу и адаптации вновь поступивших сотрудников.

 

И в конце курса лекций хочется обратить Ваше внимание  на наиболее частые ошибки, которые допускают  руководители.

 

Типичные управленческие ошибки

 

1.    Перенос или откладывание решения на завтра (или на неопределённый срок).

2.    Выполнение работы на половину.

3.    Стремление всё сделать сразу.

4.    Стремление всё сделать самому.

5.    Убеждение, что руководитель знает всё лучше всех.

6.    Неумение разграничивать полномочия.

7.    Сваливать вину на других.

 

 

Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять собой!

 

Желаю успеха!

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz