СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

 

Лекция № 4

 

 Контроль как управленческий элемент

 

План лекции:

1.    Участники, осуществляющие контроль.

2.    Средства контроля.

3.    Механизм контроля.

4.    Виды контроля.

5.    Положительные и негативные последствия контроля.

6.    Методы контроля старшей медицинской сестры.

 

Контроль как управленческий элемент очень важен для эффективного функционирования организации.

Контроль качества медицинской помощи является обязательным и важнейшим элементом управленческой деятельности медицинской сестры – организатора.

Система управления качеством медицинской помощи состоит из трёх взаимосвязанных элементов контроля:

1.            Участники, осуществляющие контроль.

2.            Средства контроля.

3.            Механизма контроля.

 

Участники, осуществляющие контроль.

 

Правовым аспектом контроля качества  медицинской помощи в РФ является Положение о системе ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, утверждённое приказом МЗ РФ и Федерального фонда ОМС № 363/77 от 1997 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ»

Нормативная база делит всех участников контроля на два звена:

 

I.                  Ведомственное звено

 

  1. Медицинские учреждения.

·         заведующие подразделениями,

·         заместители руководителя ЛПУ по клинико-экспертной работе,

·         клинико-экспертные комиссии.

 

  1. Органы управления здравоохранением.

·      клинико-экспертные комиссии органов управления,

·      главные  штатные и внештатные специалисты.

 

Задачи ведомственного контроля:

1.      оценка состояния и использования кадров и материально-технических

ресурсов ЛПУ;

2.      оценка профессиональных качеств медработников путём аттестации;

3.      экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным

пациентам;

4.      выявление и обоснование дефектов,  ошибок;

5.      подготовка рекомендаций для предупреждения ошибок;

6.      изучение удовлетворённости пациентов;

7.      расчёт и анализ показателей, характеризующих качество медицинской помощи;

8.      выбор управленческих решений, проведение корректирующих

воздействий, контроль за реализацией принятых решений.

 

II.               Вневедомственное звено

 

1.    Лицензионно-аккредитационные комиссии.

2.    Страховые медицинские организации.

3.    Страхователи.

4.    Исполнительные органы фонда социального страхования.

5.    Профессиональные медицинские организации.

6.    Ассоциации защиты прав потребителя и другие.

 

Задачи вневедомственного контроля:

1.    оценка возможностей ЛПУ гарантировать требуемый уровень качества;

2.    контроль за безопасностью и соответствием медицинских услуг стандарту;

3.    анализ результатов оказания медпомощи;

4.    изучение удовлетворённости пациентов;

5.    подготовка рекомендаций по повышению качества медицинской помощи;

6.    проверка выполнения обязательств по медицинскому страхованию;

7.    контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов по временной нетрудоспособности граждан;

8.    контроль за правильностью применения тарифов и соответствия, предоставляемых к оплате счетов выполняемому объему медицинской помощи.

 

Основные причины назначения вневедомственного контроля:

 

1.    необходимость проведения лицензирования, аккредитации, сертификации;

2.    жалобы пациентов, страхователей;

3.    неблагоприятный исход заболевания;

4.    наличие дефектов в оказании медицинской помощи;

5.    несоответствие счетов на оплату медицинских услуг медико-экономическому стандарту.

 

Средства контроля

 

1.   Медицинские стандарты.

2.   Экспертная оценка.

3.   Показатели:

-           деятельности ЛПУ;

-           здоровья населения.

 

Механизм контроля

 

Контроль  выполняется в четыре этапа:

I    этап - установление желаемого результата исполнения (стандартов);

II   этап - изучение фактических результатов;

III этап - оценка и сравнение полученных результатов с

запланированными;

IV этап - выработка корректирующих воздействий.

На осуществление контроля старшие медицинские сёстры должны затрачивать до 20-25 % рабочего времени.

 

Виды контроля

 

Плановый – время проведения и участки проведения зафиксирован в плане работы  и заранее доводится до сведения подчинённых.

Внеплановый – также планируется, но сроки и цели контроля не доводятся до сведения работников.

 

Виды контроля по времени проведения:

 

Предварительный – осуществляется до фактического начала работ для предупреждения неверных ли необоснованных решений.

С предварительного контроля старшая медицинская сестра должна начинать свой рабочий день, по понедельникам, охватив предварительным контролем все основные разде­лы деятельности сестринского и младшего медицинского персона­ла отделения.

В предварительный контроль включается про­верка готовности сестринского и младшего медицинского персонала отделения к выполнению своих должностных обязанностей.

Предварительный контроль, осуществляемый старшей медицин­ской сестрой отделения, включает проверку:

·     готовности отделения к оказанию сестринской помощи па­циентам: чистота и порядок во всех помещениях отделения, обеспеченность медицинских сестер всем необходимым для выполнения ими своих обязанностей (лекарства, шприцы, стерильные материалы, инструментарий и др.);

·     готовности пациентов к сложным диагностическим исследо­ваниям, операциям;

·     своевременности явки на работу медицинских сестер и млад­ших медицинских работников;

·     готовности пациентов и необходимых документов к выпис­ке из стационара или к переводу в другие отделения (стаци­онары) и т. д.

 

 

Текущий – проводится в процессе работы, с целью своевременного выявления отклонений препятствующих исполнению задания подчиненными в полном объеме.

Целью текущего контроля, осуществляемого старшей медицин­ской сестрой, является оценка правильности, своевременности и полноты выполнения сестринским и младшим медицинским персо­налом своих обязанностей.

При осуществлении текущего контроля старшая медицинская сестра основное внимание должна уделять следующим вопросам:

·     соблюдению сестринским и младшим медицинским персо­налом правил внутреннего трудового распорядка;

·     своевременности и правильности выполнения палатными ме­дицинскими сестрами необходимых мероприятий по осуще­ствлению сестринского ухода, особенно за т. н. тяжелыми и лежачими больными;

·     своевременности и правильности выполнения сестринских манипуляций процедурными и перевязочными медицински­ми сестрами;

·     своевременности и правильности выполнения работы по кор­млению больных, в том числе и т. н. лежачих;

·     соблюдению правил по обеспечению должного санитарно-противоэпидемического режима в отделении, правил убор­ки помещений и т. д.

 

Заключительный – после завершения работ. Дает информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, способствует мотивации.

При осуществлении заключительного контроля старшая меди­цинская сестра отделения должна сосредоточить свое внимание на следующих вопросах:

·     удовлетворенность пациентов и их родственников качеством сестринского ухода и отношением медицинских сестер к па­циентам;

·     наличие различных осложнений у пациентов после выпол­нения сестринских манипуляций;

·     соблюдение нормативов расходования этилового спирта, ле­карственных средств, перевязочных материалов и т. д.;

·     результаты бактериологического контроля за соблюдени­ем должного санитарно-противоэпидемического режима в отделении;

·     случаи возникновения внутрибольничных инфекций в отде­лении, особенно по вине сестринского персонала;

·     статистические показатели работы отделения и отдельных средних медицинских работников;

·     правильность, полнота и своевременность ведения учетной и отчетной документации сестринским персоналом отделения;

·     прочие вопросы.

 

Методы контроля старшей медицинской сестры

 

1)  обходы всех помещений и служб отделения;

2)  комплексная проверка всех разделов работы медицинских сестер и младших медицинских работников;

3)  проверка отдельных разделов работы медицинских сестер и младших медицинских работников (это наиболее частый метод кон­троля в деятельности старших медицинских сестер);

4) проверка правильности выполнения сестринских манипуля­ций, работы с лекарственными средствами, соблюдения правил пре­дупреждения ВБИ и др.;

5)   контроль соблюдения правил внутреннего трудового распоряд­ка ЛПУ сестринским и младшим медицинским персоналом отделения;

6)   анкетирование и интервьюирование медицинских сестер, младшего медицинского персонала, пациентов и их родственников;

7)   разбор жалоб и заявлений пациентов и их родственников на работу сестринского и младшего медицинского персонала;

8)   разбор конфликтных ситуаций, возникающих в трудовом кол­лективе, с участием сестринского и младшего медицинского персо­нала;

9)   индивидуальные собеседования с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом и др.

 

При осуществлении контроля старшая медицинская сестра должна руководствоваться такими основополагающими принципа­ми:

Своевременность – определяется необходимой мерой периодичности. Контроль должен быть открытым, т.е. исполнители должны знать сроки контроля. Выборочно контроль проводиться только в случае если  Вы не доверяете подчинённому.

Объективность – оценки и санкции в результате контроля должны объективно соответствовать его результатам, лучше на измеримых количественных показателях.

На основании результатов контроля старшие медицинские сес­тры могут оценить:

во-первых, качество работы сестринского и младшего меди­цинского персонала, по оказанию помощи пациентам отделения;

во-вторых, эффективность своей управленческой деятельности.

Доброжелательность - особенно важно, чтобы старшая медицинская сестра рассматри­вала контроль как проявление внимания к работнику, как средство оказания ему помощи в устранении ошибок и недостатков в работе.

 

Некоторые старшие медицинские сестры, документируя результаты контроля, ведут журналы персонифицированного учета замечаний к каждому среднему и младшему медицинскому работнику.

Рекомендуется  разработать содержание каждого вида контроля на каждом ра­бочем месте средних и младших медицинских работников отделения.

 

Положительные стороны контроля

 

Исчезает неопределённость.

Никакие планы не могут учесть все обстоятельства. Контроль поможет скорректировать и устранить неопределённость.

Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации.

Контроль позволяет фиксировать и направлять исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису.

Выявляются не только ошибки, но и успехи.

Контроль позволяет определить, какие направления деятельности наиболее перспективны.

 

Негативные поведенческие последствия контроля

 

Получение искаженной информации.

Работники, зная «контрольные нормативы» или «показатели» могут,  подгонять итоговые результаты под них, давая искажённые данные.

Поведение работников, ориентированное на контроль.

Некоторые работники, выполняют свои функции, только если чувствуют контроль. Как правило, это сотрудники, относящиеся по степени зрелости к категории «Не умеют и не хотят работать»

 

Отсутствие систематического контроля ведет к край­не негативным последствиям в работе сестринского и младшего ме­дицинской персонала:

·     к ухудшению качества работы,

·     снижению уров­ня трудовой и технологической дисциплины,

·     потере возможности осуществлять эффективное управленческое воздействие на подчиненных.

 

Эффективный контроль – золотая середина между тотальным контролем и бесконтрольностью.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz