Лекция № 1
Управление как наука и искусство
План:
1.
Понятия
«управление» и «менеджмент».
2.
Предмет
науки менеджмента. Цель и задачи менеджмента.
3.
Менеджмент
как наука. Менеджмент как искусство.
4.
Исторические
этапы развития менеджмента.
5.
Школы
менеджмента.
6.
Основоположники менеджмента.
7.
Принципы
управления по Файолю.
8.
Принципы
менеджмента в США и Японии.
9.
Менеджмент в
России.
10.
Подходы в
менеджменте (процессуальный, системный, ситуационный).
С переходом к рыночной
экономике система здравоохранения, все больше требуется хорошо подготовленных
руководителей на всех уровнях управления.
От эффективности руководства будет зависеть успешная деятельность
организации.
Это вызвано разными причинами:
децентрализацией собственности, многоканальным финансированием медицины, новой
системой оплаты медицинской помощи, сложностями при поиске и найме способных
работников.
Фельдшер, начавший работать
на ФАПе или здравпункте, фактически становится руководителем,
от Вас будет зависеть, сможете ли вы сформировать
благоприятный психологический микроклимат в подчиненном коллективе, насколько
будете справедливо и эффективно руководить.
Чтобы справиться с этими
проблемами, нужно овладевать новыми управленческими знаниями, научиться
пользоваться ими на практике.
Для этого и необходимо
постижение науки и искусства менеджмента.
Понятие
«менеджмент» и «управление»
Слово «менеджмент» к нам пришло
около 10 лет назад и сегодня это английское слово стало известно практически
каждому образованному человеку.
«management»
в
переводе с английского языка – «управление»
Существует множественное определений менеджмента.
Менеджмент
—
это
Ø
умение
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения
других людей;
Ø
деятельность, направленная на управление ресурсами (трудовыми, финансовыми,
материальными, информационными).
Менеджмент
–
это особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, цель
которой получение прибыли.
Управление
является более широким, обобщающим понятием, чем менеджмент.
Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Таблица
управление
|
ИСКУССТВО (ПРАКТИКА)
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
|
МЕНЕДЖМЕНТ
|
НАУКА
(ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ПОЗНАНИЯ)
|
ФУНКЦИЯ (ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
|
ПРОЦЕСС
|
ЛЮДИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
|
ОРГАН ИЛИ АППАРАТ
УПРАВЛЕНИЯ
|
С учетом этих определений мы
будем использовать термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.
Цель
менеджмента
в здравоохранении – снижение потерь общества от заболеваний, инвалидности и
смертности населения при имеющихся ресурсах.
Задача менеджмента
– это наиболее эффективное достижение цели путём повышения качества лечебных,
диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования
ресурсов здравоохранения.
Менеджмент
как наука и искусство
Менеджмент
выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце
XIX
века
Менеджмент
как наука
управления возникла на основе многолетнего накопления знаний, теорий.
имеет свой предмет изучения,
свои проблемы и подходы к их решению.
Научную основу составляет сумма
знаний об управлении в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм
управления.
Как наука менеджмент направлен
на объяснение управленческого труда, установление связей между причиной и
следствием, выяснение факторов и условий, при которых совместный труд людей
оказывается более полезным и более эффективным.
Как дисциплина менеджмент
связан со многими дисциплинами, такими как философия, конфликтология, управление
персоналом, психология и др.
Менеджмент
как искусства
управления базируется на том, что организация – это сложная
социально-техническая система, на функционирование которой воздействуют
многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.
Одним из факторов являются сами
люди, с которыми приходится работать в коллективе. Каждый работник обладает
своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д.
Поэтому менеджмент
рассматривается как искусство, которое, требует от руководителя определённых
личностных качеств, его способности взаимодействовать с подчинёнными и создавать
условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Такой подход позволит соединить
научные знания и искусство управления в единый процесс и позволит эффективно
управлять.
Этапы
развития менеджмента
Существуют различные
классификации этапов и направлений менеджмента.
Мы рассмотрим 5 этапов:
I
-
Промышленный капитализм
до 90 годов
XIX
века
II
- Финансовый
капитализм
конец
XIX
века начало 30 годов
XX
века
III -
Национальный
капитализм 30 –
50 годы
XX
века
IV -
Управленческий капитализм
50 – 80 годы
XX
века
V
-
Предпринимательский
капитализм
по настоящее время.
Первый этап
-
период
специалистов по эффективной деятельности и руководителей производства.
Основные
принцип
- здоровая
конкуренция, обеспечивающая изобилие товаров и высокое качество жизни для всех.
Второй этап -
на
первое место выходит финансист,
вкладывающий деньги ради получения прибыли.
Основной
принцип
- «выживание
наиболее приспособленных» как основа достижения материального благополучия для
всех (за счёт увеличения цены товаров).
Третий этап –
попытки
государственного регулирования с целью установления баланса интересов различных
групп общества.
Четвертый этап –
уровень
развития, при котором люди не владели компаниями, а управляли
ими.
Пятый этап –
на первое
место выходит управление мелкими компаниями.
Школы менеджмента
·
Школа
научного управления (I
этап).
·
Классическая
школа управления (II
этап).
·
Школа
человеческих отношений (III
этап).
Основоположники менеджмента
Фредерик
Тейлор
(1856-1915)
США – представитель школы научного менеджмента
Цель: обеспечить максимальную
прибыль, владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным
напряжением сил.
предложил:
- хронометраж трудовых
операций;
- эргонометрические орудия
труда
- точный (письменный)
инструктаж работнику;
- отбор лучших работников;
- сдельную оплату труда и т.д.
Анри
Файоль
(1841- 1925)
Франция – представитель классической школы менеджмента
(II
этап)
Основное отличие школы –
занималась не отдельным работником, а организацией в целом.
Файоль являлся основоположником
функционального менеджмента.
Он выделил 5
основных функций.
1.
Планирование –
определение целей, составление планов.
2.
Организация –
создание организационных структур, постановка заданий, которые должны быть
выполнены. Распределение между подчинёнными так, чтобы обеспечить наиболее
эффективное выполнение работы. Распределение ресурсов, полномочий и
ответственности.
3.Координация
– взаимная
увязка действий людей и подразделений.
4. Мотивация
– активизация работающих путём удовлетворения их потребностей.
5.
Контроль
–
сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив.
Предложил 14 принципов управления.
1.
Дисциплина.
2.
Вознаграждение персонала (в том числе заработная плата).
3.
Справедливость (сочетание доброты и правосудия).
4.
Корпоративный дух (сплочение персонала).
5.
Подчинение личных интересов общим.
6.
Разделение труда (специализация).
7.
Полномочие и ответственность.
8.
Единоначалие.
9.
Единство направления (группы в рамках одной цели объединяются общим планом и
возглавляются одним руководителем).
10.
Централизация.
11.
Скалярность целей (лица на руководящих должностях).
12.
Порядок (всё на своем месте).
13.
Стабильность рабочего места (для персонала).
14.
Инициатива (разработка плана и обеспечение его успешной реализации)
Элтон Мэйо
(1880-1949) США - представитель
школы человеческих отношений. Зародилась в 20 – 30-е
XX
столетия (III
этап)
Сформулировал положения:
- у людей на работе возникают
потребности в признании, самоуважении, дружбе (мотивируются социальные
потребности);
- рабочий коллектив оказывает
на работника более сильное влияние, чем управленческий контроль и поощрение;
- руководитель должен
заботиться о работниках, т.к. они главный капитал и источник эффективного
развития.
Дуглас
Мак-Грегор
(1906-1964)
США – представитель школы человеческих отношений. Предложит дихотомическую
теорию «X»
и «Y».
Предпосылки
к теории «X»
-
(ближе к
американскому типу)
руководитель
считает, что:
-
обычный человек не любит работать и старается по
возможности избегать её);
-
работник пассивен, ничего не умеет, не хочет брать на
себя ответственность;
-
предпочитает, чтобы им управляли.
Принцип теории «X»:
-
авторитарный стиль управления;
-
жесткое и непосредственное
управление;
-
минимальное привлечение работников
в процесс принятия решений.
Предпосылки к теории «Y»
-
(ближе к
европейскому типу)
руководитель считает, что:
-
работник способен к творчеству,
решению организационных проблем;
-
не боится брать ответственность на
себя;
-
получает удовлетворение от
качественно проделанной работы (самомотивация).
Принцип теории «Y»:
-
демократический стиль руководства;
-
свободное и более общее руководство организацией;
-
активное привлечение работников к принятию решений;
-
меньше контроля, расчет на индивидуальную активность и
самоконтроль.
Принципы
менеджмента Японии.
1.
Рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность
и качество труда.
Методы:
·
кружки качества;
·
стимулирование работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков
(наставничество);
·
практика перевода работающего с одного места на другое (ротация)
2.
Рабочий стремиться сделать свою работу лучше.
Методы:
·
пожизненный найм работников
·
премирование работников в случае повышения прибылей организации.
3.
Рабочие образуют «семью».
Методы:
·
работники получают помощь, сочувствие, поддержку;
·
свободное время проводят вместе;
·
руководство и работники имеют взаимные обязательства.
-
Группа важнее отдельной личности.
Методы:
·
продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы (а не от
способностей, успехов и индивидуальной производительности работников);
·
успех организации рассматривается как усилия группы, а не отдельного человека.
-
Партнёрство и сотрудничество в производственных
отношениях.
Методы:
·
конкуренция, соперничество не приемлемо, только сотрудничество.
Менеджмент в
России.
В
России теоретические разработки также имели место.
В начале
XX
века стала формироваться научная школа планирования. Представитель школы О.А.
Ерманский был одновременно и сторонником, и критиком Ф.Тейлора.
К Адамецкий
(1366-1930)
предложил основные законы организации труда:
·
«возрастающего производства»;
·
специализации;
·
кооперации производства (объединение малого в группы);
·
гармонии труда.
А.А.
Богданов
(1873-1928)
предложил организационно-техническую концепцию управления
А.К Гостев
работал в направлении социальной инженерии, предложил:
·
16 «правил-заповедей» для всякого труда;
·
концепции трудовых установок.
В.С.
Немчинов
академик является основоположником современного направления в управлении,
разработал статистические методы управления экономикой.
Однако наука об управлении, несмотря на наличие определённых традиций, в России
находится на стадии становления.
Переход России к рыночной экономике требует необходимость
использования менеджмента соответствующего мировому уровню, но с учётом
российских особенностей и условий.
Подходы в
менеджменте
По мере накопления знаний о
внешних и внутренних факторах, влияющих на эффективность деятельности
организаций, появились различные подходы в менеджменте: процессный, системный и
ситуационный.
Процессный подход
-
рассматривает управление как систему непрерывных взаимосвязанных в пространстве
и времени функций, процессов и операций.
Ситуационный подход
-
основывается
на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Организация - это открытая
система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, определяющая
необходимость адаптации принципов, приемов, методов управления к соответствующей
ситуации.
Системный
подход -
все
организации являются системами.
Система – это некоторая
целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой
вклад в функционирование всей системы. Примером может быть человеческое тело
(система), состоящая из множества систем. И нарушение даже одной из них приводит
нарушению функционирования остальных.
Применив системный подход к
организации, можно придти к выводу, что разлад в одном и подразделений приведёт
к неблагоприятным последствиям во всей организации. Масштаб последствий будет
зависеть от характера и значимости разлада.
Таким образом, системный подход
подразумевает необходимость чёткого понимания руководителями, как их
подразделения связаны с другими частями организации, и какое влияние они
оказывают на функционирование организации в целом.
Каждая система или подсистема
(ЛПУ или отделение) имеет свои границы.
Замкнутой
называется система, которая функционирует внутри своей границы и не зависит ни
от чего вне её самой
Открытая
система взаимодействует и взаимосвязана с окружающими системами. Таких систем
большинство.
Проблемы, влияющие на
функционирование системы, могут возникать как внутри системы, так и на ее
границе, и руководители по обе стороны границы должны решать эти проблемы
вместе.
Примером
открытой системы внутри больницы может служить лаборатория. Образцы для
анализов, можно назвать входами системы, а результаты анализов – выходами
системы. Сбои в лаборатории будут влиять на другие системы в больнице, куда
поступают результаты анализов и
приводить к нарушению функций этих подразделений.
Системный
подход – это способ мышления, который заключается в том, что любая система
должна постоянно наблюдаться и при необходимости корректироваться.
Системный подход оказывает
большую помощь в достижении ясного понимания проблем, стоящих перед
отделением и их решении.
Целевой
подход –
является
важнейшим компонентом управленческой деятельности.
Для эффективного
функционирования системы необходимо знать цели, ради которых создана система.
Цель придает деятельности
направленность, упорядочивает действия.
Цель определяет не только
результат, но и в значительной степени путь к его достижению с учётом наличия
ресурсов и возможности.
Цели руководителя представляют
собой систему, организованную:
·
по
направлениям (личные и профессиональные);
·
по времени
(долгосрочные – до 10 лет, среднесрочные – до 5 лет
и ближайшие – до 1 года);
·
по
приоритетам (степень важности в зависимости от ситуации).
Руководитель, находясь в своей
системе, взаимодействует с внешним окружением и профессиональные цели у него
двух видов:
1.
Цели по
отношению к внешнему окружению,
например, увеличение медицинских услуг, улучшение качества услуг, открытие
филиалов и т.д.
2.
Цели по
отношению к учреждению,
например, совершенствование структуры, материальное и лекарственное обеспечение
лечебного процесса, создание благоприятного микроклимата в коллективе и т.д.
Постановка целей требует учёта
многих факторов как производственных, так и психологических.
Цели степень реализации,
которых можно измерить количественными и качественными критериями, называются
операционными (например: снизить младенческую смертность до 9‰).
Только они дают
представление о реальном положении дел.
Управление
и его элементы (планирование, контроль) невозможны без опоры на операционные
цели.
Всё это говорит о важность
целевого подхода в управлении.
Деятельность без цели
невозможна, а умение поставить цель – основа управленческой деятельности.
|