Лекция № 5
Проблемы управления в
системе здравоохранения России
в современных условиях
План:
1.
Система управления
здравоохранением РФ.
2.
Пути реформирования
системы здравоохранения в России (децентрализация, демонополизация,
демократизация).
3.
Факторы, влияющие на
управление сестринским персоналом в лечебно-профилактических учреждениях на
современном этапе
4.
Особенности ЛПУ,
влияющие на управление персоналом.
Система управления здравоохранением
Целью системы здравоохранения
является предупреждение и ликвидация заболеваний, снижение смертности и
инвалидности, улучшение физического развития, повышение трудоспособности и
увеличение продолжительности жизни людей.
Управление здравоохранением –
это сложная многоуровневая и многокомпонентная система мероприятий.
Система обеспечивает
рациональное функционирование отрасли и ее ресурсов (кадры, организации
здравоохранения, материально-техническая база, финансирование).
Функционирование отрасли
осуществляется посредством нормативно-правового регулирования, медицинских
технологий, знаний и умений медицинских работников.
Процесс управления
здравоохранением включает:
-
источники и каналы информации о ресурсах здравоохранения;
-
нормативно-правовую и нормативно-техническую базу
здравоохранения, базу данных медицинских, в том числе управленческих,
технологий;
-
структуру для анализа получаемой информацией и выработки
оптимальных управленческих решений.
Пути реформирования системы здравоохранения в
России
Социально-экономические и
политические изменения в стране отразились на системе здравоохранения.
Внедрение рыночных отношений в
здравоохранение потребовало изменений в системе управления отраслью.
Сменилась экономическая модель
(по источникам финансирования) здравоохранения с «бюджетной» на
«бюджетно-страховую».
По форме собственности
учреждения здравоохранения поделилось на государственные, муниципальные,
частные.
Реформирование системы
здравоохранения пошло по пути:
·
децентрализации;
·
демонополизации;
·
демократизации.
Децентрализация
Децентрализация – один из
элементов реформирования систем
здравоохранения во многих
европейских странах.
Централизованная система здравоохранения и жесткие
методы управления ею были необходимы и эффективны на прошлых этапах, особенно в
условиях предвоенного и военного времени, необходимости решения очень трудных
медикосанитарных задач при жесточайшем дефиците ресурсов и кадров.
Принцип децентрализации основан
на идее, что небольшие организации, имеющие эффективную структуру и управление,
обладают большей организационной гибкостью и подотчетностью, чем крупные
организации.
В России реформирование
здравоохранения также пошло по пути децентрализации управления.
Административная вертикаль
управления здравоохранением была разрушена, система здравоохранения распалась на
федеральную, региональные (областные) и муниципальные системы.
Произошло с одной стороны
слияние двух министерств в Министерство Здравоохранения и Социального развития
РФ, с другой появлением в субъектах Федерации как в Саратовской области
Министерства Здравоохранения и Социальной поддержки, с января 2008 года
называется Министерство Здравоохранения Саратовской области, т.е. вновь
произошло разделение министерств.
Децентрализация привела к
перераспределению функций экономической и социальной ответственности, как между
различными уровнями управления, так и между отдельными звеньями оказания
медицинской помощи. Такое разделение позволило сформировать региональный подход
при разработке общегосударственных программ, создать условия для формирования
межсекторальных подходов в управлении охраной здоровья населения.
Государственному уровню
управления были оставлены такие важные функции, как:
·
мониторинг основных
показателей здоровья населения;
·
законодательная
политика;
·
определение
медицинских и медико-экономических стандартов;
·
определение единых
требований к подготовке специалистов;
·
утверждение
санитарно-гигиенических норм, нормативов и правил;
·
разработка
стандартов профессиональной деятельности и медицинской этики;
·
координация научной
деятельности;
·
научно-методическое
обеспечение реализации национальной политики и стратегического планирования;
·
разработка системы
финансирования учреждений здравоохранения;
·
оптимизация
структуры здравоохранения.
К компетенции государства
относятся и меры немедицинского характера, включающие улучшение состояния
окружающей среды, материального благополучия людей, качества питания, воды,
комфортную психологическую среду, безопасность и др.
Децентрализация принесла как
положительные, так и негативные последствия.
Положительной стороной явилось то, что децентрализация
позволяет субъектам РФ, учитывать региональные особенности и тем самым наиболее
эффективным способом улучшать медицинское обслуживание и оптимально распределять
ресурсы. Управление становится более
гибким и быстрее можно реагированием на изменяющиеся обстоятельства.
Отрицательными сторонами,
затрудняющими эффективное управление это:
во-первых, функции управления
здравоохранением оказались не подкрепленными соответствующим информационным
обеспечением. В особенности, это касается вопросов рационального использования
ресурсов территориальных систем здравоохранения;
во-вторых,
организационная децентрализация в виду отсутствия единого методологического
подхода сужает возможности органов управлении здравоохранением субъектов РФ по
проведению целенаправленной политики в области охраны здоровья.
Например,
из-за самостоятельности бюджетов разных уровней весьма сложно рассчитать единый
подушевой норматив финансирования для отдельных территорий. Отсюда и
неравномерность, и дублирование функций в сети ЛПУ (муниципальные,
ведомственные, специализированные и т.д.) в отдельных городах и районах;
в-третьих, разделение функций
приводит к ослаблению центрального аппарата и государственного сектора.
Крайней формой децентрализации
является приватизация учреждений здравоохранения.
в-четвёртых, децентрализация
является одной из причин дублирования деятельности различных структур системы.
Вторая причина дублирования —
развитие ведомственных систем медицинского обслуживания, каждая из которых
пользуется собственными больницами и поликлиниками.
Развитие частного сектора
здравоохранения также порождает дублирование.
Пациенты, в настоящее время,
сами имеют возможность выбора между различными системами (государственной,
ведомственной, частной) и тем самым стимулируют деятельность тех или иных
лечебных учреждений.
Дублирование преодолевается
через формирование региональных рынков медицинских услуг и с помощью
регионального планирования.
В Великобритании частные
организации здравоохранения участвуют в Программе государственных гарантий и
финансируются государством на согласованный объем государственных гарантий, в
России частное здравоохранение оказывает исключительно платные медицинские
услуги.
Демонополизация
Демонополизация является вторым
направлением в реформировании системы здравоохранения.
Разделение учреждений
здравоохранения по форме собственности на государственные, муниципальные
частные, создают условия для конкуренции, что стимулирует поиск более
эффективных форм работы.
Демонополизация сети
здравоохранения позволит отказаться от устаревших типов учреждений, инструкций и
догм, которых накопилось очень много. Это позволило также ускорить реконструкцию
и укрепление материально-технической базы здравоохранения.
Демонополизация решает проблему
о праве пациента на выбор лечащего врача и медицинского учреждения, в котором он
хотел бы получить в любое время квалифицированную диагностическую, лечебную и
реабилитационную помощь.
Однако демонополизация не должна
превращать медицинские учреждения, в источники извлечения прибыли, за счет
поставленного в безвыходное положение населения.
Демократизация
Основной идеей построения
здравоохранения была демократизация управления и финансирования системы
Демократизация системы
управления здравоохранением направлена на ослабление административных методов и
усиление хозяйственной самостоятельности медицинских организаций:
Ø
нахождение
источников финансирования не запрещённых законом (спонсоры, введение объёма
платных услуг по усмотрению руководителя ЛПУ, но не более установленных
положением, сдача помещений в аренду, кредиты в банке, ценные бумаги);
Ø
новая стимулирующая
система оплаты труда медицинским работникам с учётом коэффициента участия в
трудовом процессе работника;
Ø
самостоятельность
ЛПУ в выборе страховой организации (или отказе от выбора) при выполнении
государственного заказа в рамках ОМС или договоров на оказание медицинской
помощи сверх госзаказа.
Ø
Привлечение к
вневедомственному контролю:
·
потребительские
правозащитные организации;
·
объединения граждан,
созданные в целях защиты и реализации прав отдельных категорий граждан на
качественную медицинскую помощь и здоровый образ жизни;
·
попечительского
совета (из граждан, представляющих орган местного самоуправления).
Факторы, влияющие на управление сестринским
персоналом в лечебно-профилактических учреждениях на современном этапе
На управленческую деятельность в
лечебно-профилактических учреждениях влияет множество факторов, количество
которых значительно прибавилось в связи с реформированием системы
здравоохранения и которые усложняют процесс управления, в том числе и
сестринским персоналом.
Проблемы в управлении
лечебно-профилактическим учреждением возникают в результате факторов:
1.
усложнения структуры
системы здравоохранения;
2.
дефицита научного
управленческого подхода к решению
проблем в медицине;
3.
появления рыночных
отношений между субъектами хозяйст-
венной деятельности в системе
здравоохранения;
4.
появления рынка
платных медицинских услуг;
5.
появления
конкуренции между лечебно-профилактическими
учреждениями различных форм
собственности (муниципальными, государственными, частными);
6.
резкого роста
требований к качеству оказываемых медицинских
услуг со стороны потребителей,
ФОМС и страховых компаний;
7.
увеличения
требований и форм отчетности со стороны органов
управления здравоохранением и
других контролирующих организаций;
8.
кадрового дисбаланса (отсутствие
младшего медицинского
персонала, дефицит
медсестринских кадров);
9.
роста самосознания и
потребность медсестринских кадров в
повышение уровня знаний;
10.
появления
государственной программы реформирования
сестринского дела и
необходимость их внедрения;
11.
развитие и внедрение
инновационных медсестринских технологий;
12.
тенденции к
профессиональной дифференциации сестрин-
ского дела и выделение его в
самостоятельную сферу медицинской деятельности;
13.
внедрения
национального проекта «Здоровье» и других федеральных и областных целевых
программ;
14.
введение новой
системы оплаты труда.
Все эти изменения повышают
нагрузку на медицинских работников, усиливают стрессовую ситуацию, вызывают у
ряда сотрудников сопротивление и затрудняют управление персоналом.
Сложность в управлении
медицинским персоналом связана и с особенностью лечебно-профилактического
учреждения как специфической организации.
Особенности ЛПУ, влияющие на управление персоналом
1.
Сложность
социальной структуры медицинских учреждений.
Ни одно другое предприятие не
имеет такого разнообразия в своих сотрудниках, как ЛПУ, с точки зрения
профессионализма.
Это разница в образовании, стаже
работы, опыте, квалификации, ответственности за свои действия,
профессиональной самостоятельности, разнообразии характеров.
2.
Высокая
конфликтность.
Высокая конфликтность связана:
Ø
со сложной
социальной структурой персонала;
Ø
с высокой
интенсивностью медицинского труда;
Ø
взаимозависимостью
труда и др. организационными причинами.
3.
Последствия
ошибочных решений трудно или даже невозможно исправить.
Деятельность медицинского
работника, постоянно связанная со здоровьем и жизнью больного, не дает право на
ошибку, которая может привести к ухудшению здоровья или потери жизни.
В условиях
рыночной экономики в связи с изменением
системы здравоохранения, существенно меняют роль руководителя в этой
реформированной системе.
С одной стороны, ему
предоставляется самостоятельность в решении вопросов функционирования и
распределения финансовых ресурсов, с другой стороны, возрастает ответственность
руководства за достижение поставленных целей.
От
руководителей в современных условиях требуется:
1.
знание законов экономики, маркетинга,
психологии и социологии, конфликтологии;
2.
знание теории
управления здравоохранением;
3.
умение разумного
реагирования на быструю смену ситуации;
4.
особая
ответственность за принятия решения;
5.
предприимчивость и
т.д.
|