Лекция №
8
Лидерство и
руководство
План:
1.
Понятие
«лидерство» и «руководство».
2.
Основные отличия
лидерства и руководства (управления).
3.
Сравнительная
характеристика традиционного и современного лидера.
4.
Понятия власть,
влияние, авторитет, полномочия.
5.
Важнейшие элементы
лидерства.
6.
Виды лидеров.
7.
«Звезды» в коллективе.
8.
Деструктивное лидерство и
его устранение.
9.
Стили лидерства и их
характеристика.
Лидерство и
руководство
Лидерство и руководство -
следует рассматривать как два самостоятельных понятия, хотя иногда они взаимно
дополняются и пересекаются (табл. 1).
И то и другое необходимо для
функционирования организации и достижения, стоящих перед ней целей.
Предполагается, что современные
руководители должны в равной степени обладать навыками лидерства и руководителя,
иначе пострадает организация.
Основные отличия лидерства и управления
Таблица 1
Менеджер (управленец)
|
Лидер
|
действует как
администратор
|
выступает как
инициатор
|
поручает
подчинённым выполнение работы
|
вдохновляет
подчинённых
|
контролирует
подчинённых
|
доверяет
подчинённым
|
ставит цели перед
другими
|
ставит цели перед
собой
|
за основу действия
берёт план
|
основа его
действий – видение организации
|
полагается на
систему
|
полагается на
коллектив
|
при убеждении
использует доводы
|
при убеждении
использует эмоции
|
является
профессионалом
|
является
энтузиастом своего дела
|
принимает решения
|
претворяет решения
в жизнь
|
уважаем
подчинёнными
|
обожаем
подчинёнными
|
Какой вывод можно сделать?
Управление –
концентрирует внимание на том, чтобы люди делали дело правильно.
Лидерство –
концентрирует внимание на том, чтобы люди делами правильное дело.
Лидером может быть любой человек в организации, а не только тот, кто ею
управляет.
Формальный лидер (руководитель) – официально назначенный руководитель.
Сравнительная
характеристика традиционного и современного лидера
Таблица 2
Сравниваемые позиции
|
Традиционный лидер
|
Современный лидер
|
Принятие решений
|
Принимает единолично все значительные решения в
организации. Решает все проблемы, встающие перед его командой
|
Делит ответственность с другими членами команды.
Помогает подчиненным решать и производственные, и социальные проблемы
|
Ответственность
|
Полностью контролирует рабочий процесс и несет
ответственность за результаты работы своей команды
|
Стимулирует в подчиненных стремление к самоуправлению
и хозяйскому отношению к выполняемой ими работе
|
Роль эксперта
|
Сам отвечает на все вопросы
|
Задает нужные вопросы и обеспечивает связь
работников с соответствующими специалистами
|
Разработка правил
|
Сам разрабатывает правила
|
Четко формулирует видение будущего своей организации
и набор основных ценностей и объединяет людей вокруг этого
|
Отношение к коллективу
|
Высоко ценит единодушие и согласие в коллективе
|
Высоко ценит способность и стремление людей иметь и
высказывать самые разнообразные точки зрения
|
Отношение к конфликтам
|
Стремится по возможности их избегать
|
Относится к конфликтам как к возможности достичь
консенсуса в принятии и реализации решений
|
Отношение к переменам
|
Как правило, реагирует на те или иные события, но
противостоит переменам
|
Действует активно, сам инициирует перемены и
относится к ним как к элементу выживания организации
|
Приоритеты в работе
|
На первое место ставит потребности организации, а не
работающих в ней людей. Основное внимание уделяет рабочим задачам,
сугубо техническим навыкам
|
Стремится разумно сочетать потребности организации и
ее персонала.
Основное внимание уделяет рабочему процессу и людям
|
Стиль мышления
|
Использует линейный, аналитический стиль мышления, не
рассчитанный на долговременную перспективу
|
Мыслит нелинейно, целостно, глобально, с учетом
долговременных перспектив
|
Опыт и знания
|
Стремится к накоплению специализированного,
прикладного опыта и знаний
|
Стремится быть специалистом в разных областях
|
Компетенция
|
Интересуется только вопросами, входящими в его
компетенцию
|
Интересуется вопросами всей организации, стремится
стать надежным партнером для других групп и подразделений организации
|
Конкуренция
|
Жестко конкурирует с другими
|
Жесткий конкурент, но налаживает необходимые контакты
с конкурентами, потребителями, партнерами
|
Сфера действия
|
Действует только на территории своего региона
|
Должен уметь действовать в межрегиональном и
международном масштабах
|
Отношение к персоналу
|
Относится к подчиненным как ко взаимозаменяемому
ресурсу организации
|
Относится к персоналу как к самому ценному ресурсу
организации, знает, как сложно найти замену хорошему работнику
|
Отношение к риску
|
Стремится избегать риска
|
Готов рисковать
|
|
|
|
Понятия власть,
влияние, авторитет, полномочия
ВЛАСТЬ
– это способность оказывать влияние
на поведение людей. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и
изменять их. Но может и не пользоваться властью. Если сотрудник выполняет
служебные обязанности должным образом, у руководителя нет необходимости
применять власть для достижения заданного результата.
ВЛИЯНИЕ
– способность изменять поведение
людей или ход процессов.
Влияние - понятие более широкое,
чем власть.
Харизматическое влияние
— это влияние, основанное не на логике действий, а на личных качествах
руководителя, его внешней и внутренней привлекательности, имидже, манере и стиле
поведения (речь, жесты, позы). Харизма дает руководителю возможность вести за
собой людей.
К
проявлениям харизматического стиля руководства относят:
Ø
видение перспективы –
создание картины желаемого
будущего, которая воодушевляет сотрудников,
Ø
вдохновение –
мотивирование работников за счет личной
уверенности,
Ø
поощрение –
психологическая помощь в достижении
сложных целей.
АВТОРИТЕТ
– влияние, которым
пользуется какое-либо лицо, организация в
силу определённых качеств и заслуг.
Власть и авторитет – что
первично? Власть предоставлена должностью, а авторитет нужно завоевать. Каждый
делает свой выбор.
ПОЛНОМОЧИЯ
– право на принятие решений, касающееся служебных обязанностей, без
дополнительного одобрения руководителя (принцип «Просто возьми и сделай»).
Полномочия делают власть законной.
Специалисты считают, что между властью и полномочиями есть различия. Они считают
понятие «полномочия» составляющими власти. Полномочия характеризуются следующими
особенностями:
Ø
определены в
должностной инструкции,
Ø
признаются
подчиненными,
Ø
реализуются по
вертикали власти.
Причины, по
которым, возможно, средний медицинский персонал пока не находят признания в
медицинской среде как лидеры:
1.
сестринским делом
занимаются люди, которые больше нуждаются в том, чтобы ими руководили, т. е. с
более низкой самооценкой, чем представители других профессий;
2.
при подготовке среднего мед. персонала
мало внимания уделяется вопросам лидерства;
3.
медсестры-лидеры используют авторитарный стиль управления, который
не поощряет к лидерству других;
4.
в медицинской среде
существует стойкое убеждение, что медсестрам платят за то, чтобы они выполняли
указания, а не за то, чтобы они думали;
5.
подавляющее
большинство медсестер — женщины, которые по своей природе пассивны;
6.
более низкий по
сравнению с врачами социальный и образовательный статус этой категории
работников здравоохранения.
Важнейшие элементы лидерства
Ø
привлечение людей;
Ø
завоевание
приверженности;
Ø
придание людям
энергии для решения задач, направленных на достижение общих целей.
Виды лидеров
Лидер – стратег
·
нацелен на дальние
перспективы на решение глобальных проблем;
·
эффективнее
действует в случаях, когда организации необходимы перемены, изменение курса
развития или освоение новых технологий;
·
умеет обрисовать единую линию для всех
сотрудников;
·
эмоционально
вдохновляет и мотивирует подчинённых и коллег, помогая им привыкнуть к новым
условиям;
·
не очень эффективен
при решении текущих задач, проблем, требующих трудолюбие и постепенного подхода.
Лидер – организатор
·
активно действует,
разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения;
·
всегда уверен, что
большинство возникающих проблем благополучно разрешимы;
·
умеет убеждать своих
сотрудников, а не навязывает свою точку зрения;
·
максимально
корректно выражает своё неодобрение по отношению к действию сотрудников, не
унижая личности подчинённых.
Люди
идут за ним зная, что пустое дело он предлагать не станет.
Лидер – исполнитель
четко улавливает в коллективе
настроения и поэтому способен мобилизировать людей для выполнения задач;
·
такой лидер выделяются, когда уже создана
конкретная ситуация;
·
работает в рамках решения проблемы,
обозначенной лидером творцом, помогая ему, при решении конкретных вопросов.
«Звёзды» в коллективе
«Звезда» –
это всегда сочетание компетенций и профессионального опыта с личностными
качествами.
Обычная роль «звезды» в команде
– новатор, генератор идей.
Это не только выдающийся специалист, но и неординарный
человек. «Звезда» всегда зажигает других своей харизмой, инициативой, «заводит»
толпу. Такой человек обладает коммуникативными навыками, обаянием, вызывает
любовь и уважение коллектива
Если говорить о внешних
критериях для определения «звезды», то можно выделить несколько ключевых.
Во-первых, у руководства и
команды есть стойкое ощущение, что без этого сотрудника невозможно обойтись.
Во-вторых,
на «звезд» завязаны многие важнейшие процессы.
В-третьих,
мнение «звездного» сотрудника по спорным вопросам часто бывает решающим.
Как правило, таких сотрудников
руководители больше берегут, отгораживают от рутины, делают им поблажки.
Деструктивное лидерство и
его устранение.
Процессом формирования и
развития лидерства важно управлять или, по крайней мере, контролировать этот
процесс, не допуская появления лидеров, разрушающих организацию или негативно
влияющих на результаты ее деятельности.
Большой ущерб деятельности
организации в целом способны нанести, например, лидеры групп «противников
нововведений», «собутыльников», и т. п.
Для устранения такого рода
лидерства возможны различные способы действий.
Первый способ
— административные меры разрушения системы «лидер — последователи»:
·
увольнение
деструктивного лидера;
·
перевод его на другую должность;
·
изменение его социальной роли за счет
перераспределения функции;
·
изоляция лидера, перевод на другие
участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру;
·
ослаблению влияния негативного лидера
за счёт перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой,
затрудняющей неформальное общение, и т. д.
Второй способ
– связан с использованием способностей и авторитета лидера с пользой для
организации:
·
«приближения» лидера к руководству;
·
проявления к нему особого внимания,
назначения его на руководящую должность и т. п.
Такой способ борьбы с
деструктивным лидерством обычно не вызывает протеста у сотрудников. Но
эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов подчинить свою активность
целям организации.
Стили лидерства и их характеристика
Существуют различные стили
руководства, наиболее распространённые четыре:
авторитарный, демократический, либеральный,
бюрократический
При
авторитарном стиле руководства вся
власть сосредоточена в руках руководителя, который требует дисциплины и
идеального порядка, берет на себя всю ответственность за принятие решений, а с
рядовыми сотрудниками держится отчужденно. Для него важен результат любой ценой.
Недостаток этого стиля.
Сотрудники не ощущают поддержки и понимают, что к
их мнению не прислушиваются.
Достоинство стиля.
Стиль эффективен в чрезвычайной ситуации, когда необходимы быстрые и чёткие
распоряжения.
Демократический стиль строится на
коллегиальном решении проблем. Руководитель предпочитает активное участие
сотрудников коллектива в принятии решений, заботится о развитии личной и
деловой инициативы подчиненных, контактен, терпелив, тактичен, оптимистичен.
Недостаток стиля.
Процесс принятия решения требует большего времени.
Достоинство
стиля. Развивает в коллективе дух
сотрудничества, творческий подход к делу. Стиль может использоваться при решении
проблем, не требующих срочности. Например: привлечение сотрудников к созданию,
каких либо проектов.
Либеральный стиль предполагает
меньше всего руководства и контроля. Строится на полном доверии руководителя к
подчиненным. Он допускает полную свободу действий сотрудников в пределах их
функциональных обязанностей. Не приемлем для руководства в учреждениях
здравоохранения.
Бюрократический стиль.
Как и при авторитарном стиле,
бюрократ не придает значения развитию отношений
с персоналом. Не привлекает подчинённых в процесс управления.
Для
него важен результат, но способы достижения строго регламентированы. Отсутствует
гибкость в руководстве, подчиняется
строгому исполнению правил.
Только используя все стили руководства в
зависимости от задачи и ситуации можно управлять эффективно.
|