СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
краткое содержание лекций вопросы к экзамену по дисциплине рекомендуемая литература

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 
 
 

Лекция №  8

 

Лидерство и руководство

 

План:

1.    Понятие «лидерство» и «руководство».

2.    Основные отличия лидерства и руководства (управления).

3.    Сравнительная характеристика традиционного и современного лидера.

4.    Понятия власть, влияние, авторитет, полномочия.

5.    Важнейшие элемен­ты лидерства.

6.    Виды лидеров.

7.    «Звезды» в коллек­тиве.

8.    Деструктивное лидерство и его устранение.

9.    Стили лидерства и их характеристика.

 

Лидерство и руководство

 

Лидерство и руководство - следует рассматривать как два само­стоятельных понятия, хотя иногда они взаимно дополняются и пе­ресекаются (табл. 1).

И то и другое необходимо для функциони­рования организации и достижения, стоящих перед ней целей.

Предполагается, что современные руководители должны в равной степени обладать навыками лидерства и руководителя, иначе постра­дает организация.

 

Основные отличия лидерства и управления          

Таблица 1

 

Менеджер (управленец)

Лидер

действует как администратор

 

выступает как инициатор

поручает подчинённым выполнение работы

вдохновляет подчинённых

контролирует подчинённых

 

доверяет подчинённым

ставит цели перед другими

ставит цели перед собой

за основу действия берёт план

основа его действий – видение организации

полагается на систему

 

полагается на коллектив

при убеждении использует доводы

при убеждении использует эмоции

является профессионалом

является энтузиастом своего дела

принимает решения

претворяет решения в жизнь

уважаем подчинёнными

обожаем подчинёнными

 

Какой вывод можно сделать?

Управление – концентрирует внимание на том, чтобы люди делали дело правильно.

Лидерство – концентрирует внимание на том, чтобы люди делами правильное дело.

Лидером может быть любой человек в организации, а не только тот, кто ею управляет.

   Формальный лидер (руководитель) – официально назначенный руководи­тель.

 

Сравнительная характеристика традиционного и современного лидера

Таблица 2

Сравнивае­мые позиции

Традиционный лидер

Современный лидер

Принятие решений

Принимает единолично все значительные реше­ния в организации. Решает все проблемы, встающие перед его командой

Делит ответственность с другими членами команды. Помогает подчиненным решать и производственные, и социальные проблемы

Ответствен­ность

Полностью контролирует рабочий процесс и несет ответственность за результаты работы своей команды

Стимулирует в подчиненных стремление к самоуправлению и хозяйскому отношению к выполняемой ими работе

Роль эксперта

Сам отвечает на все вопросы

Задает нужные вопросы и обеспечивает связь работни­ков с соответствующими специалистами

Разработка правил

Сам разрабатывает правила

Четко формулирует видение будущего своей организации и набор основных ценностей и объединяет людей вокруг этого

Отношение к коллективу

Высоко ценит единоду­шие и согласие в коллек­тиве

Высоко ценит способность и стремление людей иметь и высказывать самые разнооб­разные точки зрения

Отношение к конфликтам

Стремится по возмож­ности их избегать

Относится к конфликтам как к возможности достичь консенсуса в принятии и реализации решений

Отношение к переменам

Как правило, реагирует на те или иные события, но противостоит переменам

Действует активно, сам инициирует перемены и относится к ним как к элементу выживания организации

Приоритеты в работе

На первое место ставит потребности организа­ции, а не работающих в ней людей. Основное внимание уделяет рабочим зада­чам, сугубо техническим навыкам

Стремится разумно сочетать потребности организации и ее персонала.

Основное внимание уделяет рабочему процессу и людям

Стиль мышления

Использует линейный, аналитический стиль мышления, не рассчитан­ный на долговременную перспективу

Мыслит нелинейно, целостно, глобально, с учетом долговре­менных перспектив

Опыт и знания

Стремится к накоплению специализированного, прикладного опыта и знаний

 

Стремится быть специалистом в разных областях

Компетенция

Интересуется только вопросами, входящими в его компетенцию

Интересуется вопросами всей организации, стремится стать надежным партнером для других групп и подразделений организации

Конкуренция

Жестко конкурирует с другими

Жесткий конкурент, но налаживает необходимые контакты с конкурентами, потребителями, партнерами

Сфера действия

Действует только на территории своего региона

Должен уметь действовать в межрегиональном и между­народном масштабах

Отношение к персоналу

Относится к подчинен­ным как ко взаимозаме­няемому ресурсу органи­зации

Относится к персоналу как к самому ценному ресурсу организации, знает, как сложно найти замену хороше­му работнику

Отношение к риску

Стремится избегать риска

Готов рисковать

 

 

Понятия власть, влияние, авторитет, полномочия

 

 ВЛАСТЬ  это способность оказывать влияние на поведение людей. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и изменять их. Но может и не пользоваться властью. Если сотрудник выполняет служебные обязанности должным образом, у руководителя нет необходимости применять власть для достижения заданного результата.

   

ВЛИЯНИЕ  способность изменять поведение людей или ход процессов.

Влияние - понятие более широкое, чем власть.

Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике действий, а на личных качествах руководителя, его внешней и внутренней привлекательности, имидже, манере и стиле поведения (речь, жесты, позы). Харизма дает руководителю возможность вести за собой людей.

К проявлениям харизматического стиля руководства относят:

Ø  видение перспективы – создание картины желаемого

будущего, которая воодушевляет сотрудников,

Ø  вдохновение – мотивирование работников за счет личной

уверенности,

Ø  поощрение – психологическая помощь в достижении

сложных целей.

  

АВТОРИТЕТ  влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определённых ка­честв и заслуг.

Власть и авторитет – что первично? Власть предоставлена должностью, а авторитет нужно завоевать. Каждый делает свой выбор.

   

ПОЛНОМОЧИЯ – право на принятие решений, касающееся служебных обязанностей, без дополнительного одобрения руководителя (принцип «Просто возьми и сделай»). 

Полномочия делают власть законной.

Специалисты считают, что между властью и полномочиями есть различия. Они считают понятие «полномочия» составляющими власти. Полномочия характеризуются следующими особенностями:

Ø  определены в должностной инструкции,

Ø  признаются подчиненными,

Ø  реализуются по вертикали власти.

 

Причины, по которым, возможно, средний медицинский персонал пока не нахо­дят признания в медицинской среде как лидеры:

1.    сестринским делом занимаются люди, которые больше нуж­даются в том, чтобы ими руководили, т. е. с более низкой самооценкой, чем представители других профессий;

2.     при подготовке среднего мед. персонала мало внимания уделяется вопро­сам лидерства;

3.    медсестры-лидеры используют авторитарный стиль управ­ления, который  не поощряет к лидерству других;

4.    в медицинской среде существует стойкое убеждение, что медсестрам платят за то, чтобы они выполняли указания, а не за то, чтобы они думали;

5.    подавляющее большинство медсестер — женщины, которые по своей природе пассивны;

6.    более низкий по сравнению с врачами социальный и обра­зовательный статус этой категории работников здравоох­ранения.

 

Важнейшие элемен­ты лидерства

 

Ø  привлечение людей;

Ø  завоевание приверженности;

Ø  придание людям энергии для решения задач, направленных на достижение общих целей.

 

Виды лидеров

Лидер – стратег

·     нацелен на дальние перспективы на решение глобальных проблем;

·     эффективнее действует в случаях, когда организации необходимы перемены, изменение курса развития или освоение новых технологий;

·      умеет обрисовать единую линию для всех сотрудников;

·     эмоционально вдохновляет и мотивирует подчинённых и коллег, помогая им привыкнуть к новым условиям;

·     не очень эффективен при решении текущих задач, проблем, требующих трудолюбие и постепенного подхода.

Лидер – организатор

·     активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения;

·     всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимы;

·     умеет убеждать своих сотрудников, а не навязывает свою точку зрения;

·     максимально корректно выражает своё неодобрение по отношению к действию сотрудников, не унижая личности подчинённых.

 Люди идут за ним зная, что пустое дело он предлагать не станет.

Лидер – исполнитель четко улавливает в коллективе настроения и поэтому способен мобилизировать людей для выполнения задач;

·      такой лидер выделяются, когда уже создана конкретная ситуация;

·      работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидером творцом, помогая ему, при решении конкретных вопросов.

 

«Звёзды» в коллективе

 

«Звезда» – это всегда сочетание компетенций и профессионального опыта с личностными качествами.

Обычная роль «звезды» в команде – новатор, генератор идей.

Это не только выдающийся специалист, но и неординарный человек. «Звезда» всегда зажигает других своей харизмой, инициативой, «заводит» толпу. Такой человек обладает коммуникативными навыками, обаянием, вызывает любовь и уважение коллектива

Если говорить о внешних критериях для определения «звезды», то можно выделить несколько ключевых.

Во-первых, у руководства и команды есть стойкое ощущение, что без этого сотрудника невозможно обойтись.

 Во-вторых, на «звезд» завязаны многие важнейшие процессы.

 В-третьих, мнение «звездного» сотрудника по спорным вопросам часто бывает решающим.

Как правило, таких сотрудников руководители больше берегут, отгораживают от рутины, делают им поблажки.

 

Деструктивное лидерство и его устранение.

 

Процессом формирования и развития лидерства важно управлять или, по крайней мере, контролировать этот процесс, не допуская появления лидеров, разрушающих организацию или негативно влияющих на результаты ее деятельности.

Большой ущерб деятельности организации в целом способны нанести, например, лидеры групп «противников нововведений», «собутыльников», и т. п.

Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.

Первый способ — административные меры разрушения системы «лидер — последователи»:

·         увольнение деструктивного лидера;

·          перевод его на другую должность;

·          изменение его социальной роли за счет перераспределения функции;

·          изоляция лидера, перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру;

·          ослаблению влияния негативного лидера  за счёт перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т. д.

Второй способ – связан с использованием способностей и авторитета лидера с пользой для организации:

·          «приближения» лидера к руководству;

·          проявления к нему особого внимания, назначения его на руководящую должность и т. п.

Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает протеста у сотрудников. Но эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов подчинить свою активность целям организации.

            

Стили лидерства и их характеристика

 

Существуют различные стили руководства, наиболее распространённые четыре:

авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический

 

При авторитарном стиле руководства вся власть сосредоточе­на в руках руководителя, который требует дисциплины и идеально­го порядка, берет на себя всю ответственность за принятие реше­ний, а с рядовыми сотрудниками держится отчужденно. Для него важен результат любой ценой.

Недостаток этого стиля.  Сотрудники не ощущают поддержки и понимают, что к их мнению  не прислушиваются.

Достоинство стиля. Стиль эффективен в чрезвычайной ситуации, когда необходимы быстрые и чёткие распоряжения.

 

Демократический стиль строится на коллегиальном решении проблем. Руководитель предпочитает активное участие сотруд­ников коллектива в принятии решений, заботится о развитии личной и деловой инициативы подчиненных, контактен, терпелив, тактичен, оптимистичен.

Недостаток стиля. Процесс принятия решения требует большего времени.

 Достоинство стиля.  Развивает в коллективе дух сотрудничества, творческий подход к делу. Стиль может использоваться при решении проблем, не требующих срочности. Например: привлечение сотрудников к созданию, каких либо проектов.

 

Либеральный стиль предполагает меньше всего руководства и контроля. Строится на полном доверии руководите­ля к подчиненным. Он допускает полную свободу действий сотруд­ников в пределах их функциональных обязанностей. Не приемлем для руководства в учреждениях здравоохранения.

 

Бюрократический стиль. Как и при авторитарном стиле, бюрократ не придает значения развитию отношений  с персоналом. Не привлекает подчинённых в процесс управления.

 Для него важен результат, но способы достижения строго регламентированы. Отсутствует гибкость в руководстве, подчиняется  строгому исполнению правил.

 

Только используя все стили руководства в зависимости от задачи и ситуации можно управлять эффективно.

   
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz